Какой штраф выписывается за тонировку в 2020 году: отменили его или нет

КАСКО

Отменили закон или нет

Согласно последним данным, в новом году штраф за тонировку отменять не собираются. Более того, законодатели планируют ужесточить меры наказания для нарушителей, которые тонируют свое ТС без соблюдения нормативов и правил. Но здесь стоит отметить, что такие изменения находятся на рассмотрении с 2015 года, поэтому вряд ли они вступят в силу в новом году, а тем более в январе.

Штраф за тонировку отменили или нет: какое наказание предполагает новая инициатива
При экспериментах с пленкой рекомендуется соблюдать нормативы

На вопрос о том, отменили или нет штраф за тонировку, ответ однозначен – нет.

Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу

История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п. 2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».

И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?

Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.

В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п. 5.1.2.5).

Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.

Тонировка фар

Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).

Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.

В табличке ниже приведена статья из Кодекса об административных нарушениях РФ, предусматривающая ответсвенность водителя за тонировку автомобиля.

Статья КоАП Нарушение Наказание

12.5 часть 3.1

Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств административный штраф в размере пятисот рублей

До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:

  • первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
  • повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
  • при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.

Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2020 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.

Штраф за тонировку стекол

Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:

  1. Штраф в размере 1000 рублей;
  2. Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
  3. Административный арест на срок до 15 суток.

Однако при оплате штрафа в срок до 20 суток с момента вынесения Постановления об админнарушении его сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД. (там же вы найдете и информацию о нарушениях, скидка на которые не распространяется).

Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.

Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:

  1. На практике суды занимают сторону ГИБДД;
  2. Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.

Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:

  • Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
  • Методику измерений светопропускания стекол;
  • Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.

В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.

Какие предусмотрены штрафы

Размер административного наказания за изменение светопропускаемости стекол авто не по нормам остался прежним. Он составляет 500 рублей. Причем данная сумма не зависит от количества затонированных стекол и степени затемнения.

Снятие номеров за тонировку в 2020 году

Если оплатить данное нарушение в течение 14 календарных дней, сумма к уплате будет в два раза меньше.

Штраф за тонировку отменили или нет: какое наказание предполагает новая инициатива
При своевременной оплате штрафа можно сэкономить 50%

В изменениях законопроекта, которые пытаются уже принять не первый год, размер штрафа будет составлять уже 1500 рублей.

В первый раз

Как было сказано выше, размер штрафа за тонировку передних стекол в 2020 году при первом задержании не изменился. Кроме протокола, сотрудник ГИБДД выписывает предписание, согласно которому автовладелец обязан убрать тонировку.

Если автолюбитель продолжает ездить на тонированном ТС и попадается повторно, ему выписывают штраф в размере 1000 рублей. В качестве дополнительной меры воздействия водителю грозит лишение свободы до 15 суток.

Если инициатива со стороны законодателей будет одобрена и принята, сумма штрафа многократно увеличится. Правда, коснется это не повторно составленного протокола. После получения 12 постановлений, за каждое последующее владелец автомобиля будет платить по 5 000 рублей.

Также водителя могут лишить прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Штраф за тонировку отменили или нет: какое наказание предполагает новая инициатива
При игнорировании наказания за тонировку возможно лишение прав

Третья часть статьи 12,5 КоАП РФ не содержит никакой информации о наказании за тонирование задних фонарей, поэтому на практике редко когда можно получить штраф за такой тюнинг.

Штраф за тонировку отменили или нет: какое наказание предполагает новая инициатива
При незнании закона, за это тоже можно получить штраф

Если даже его выписывают, то размер не превышает 500 рублей. Обычно это касается только тех водителей, которые плохо знают закон и правила.

Какой должна быть тонировка согласно действующим ПДД

Какой штраф выписывается за тонировку в 2020 году: отменили его или нет

Согласно ГОСТу 32565–2013, разрешается тонировать стекла ТС при условии следующих светопропускных способностей:

  • лобовое стекло — 75%;
  • боковые передние — 70%.
Штраф за тонировку отменили или нет: какое наказание предполагает новая инициатива
Нормы тонировки для авто

Тонирование заднего стекла и задних боковых не регламентируется законодательством.

Пленка, которая наклеивается сверху на лобовое стекло, может иметь любую степень светонепроницаемости, главное, чтобы ее ширина не превышала 14 сантиметров.

С недавнего времени светопропускаемость пленки имеет право проверить любой сотрудник полиции или ГИБДД. Процесс может осуществляться как на посту, так и на месте остановки авто. Последнее проводится при наличии специального устройства — тауметра.

Прибор должен обязательно иметь сертификаты, соответствующие Приказу МВД №1240, а также бумаги, подтверждающие проверку работоспособности с датами их проведения.

Штраф за тонировку отменили или нет: какое наказание предполагает новая инициатива
Проверка тонировки машин возможна только сертифицированным тауметром

Проверка проводится при следующих условиях и соблюдении правил:

  1. Уполномоченное лицо должно предъявить водителю вышеперечисленные документы.
  2. Замеры проводятся по 3 точкам с вычислением среднего значения светопропускной способности.
  3. Перед замером проводится калибровка устройства на точность его показателей путем замера значений внешней среды.
  4. Проверяемые стекла должны быть чистыми.
  5. Температура воздуха должна иметь значения в диапазоне от 15 до 25 градусов выше ноля.
  6. Атмосферное давление — от 86 до 106 кПа.
  7. Влажность воздуха не должна превышать 40 – 80%.

Основания для наложения штрафов за тонировку

Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?

Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:

  • не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
  • не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).

Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?

Какой штраф выписывается за тонировку в 2020 году: отменили его или нет

Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне.

Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.

Имеет ли право инспектор заставлять снимать покрытие на месте?

Если сотрудник ГИБДД требует снять пленку на месте и при этом ссылается на статью 19,3 КоАП РФ, его действия являются незаконными. Однако некоторые лояльные инспекторы могут попросить снять покрытие стекла на месте и не выписывать штраф.

Штраф за тонировку отменили или нет: какое наказание предполагает новая инициатива
Срывать пленку на месте или нет — решает водитель, а не инспектор

Не нужно думать, что во всех случаях устранение нарушения на месте поможет избежать наказания, ведь оно уже произошло.

Итоги

  1. Благодаря тому, что штрафы за тонировку передних стекол в 2020 году остались прежними, многие водители вздохнули с облегчением.
  2. Наказание за тонирование заднего и боковых стекол отсутствует вовсе и можно смело оклеивать их пленкой для собственного комфорта.
  3. Есть инициатива, согласно которой штрафы могут быть увеличены многократно, но она находится на рассмотрении с 2015 года, и пока проект не одобрен.
  4. Что удивительно: многие автовладельцы могут годами ездить с тонировкой, не получив за все время ни одного постановления и штрафа. Здесь, скорее, дело в везении.

Какое наказание вы считаете справедливым за тонировку?

Еще по теме  Максимальная выплата по КАСКО в 2020 году
Оцените статью
Авто Страховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.