Группа разбора ДТП как проходит

ОСАГО онлайн

Что называется служебным расследованием ДТП?

Определение административного расследования аварии закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года. В нормативно-правовом акте говорится, что процедура представляет комплекс процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств правонарушения. Административное расследование ДТП требует значительных затрат времени.

  • проведения экспертизы;
  • выявления потерпевших и свидетелей;
  • опроса лиц, проживающих рядом с местом аварии.

Оказавшись на месте происшествия, сотрудники ГИБДД выясняют, не пострадали ли участники аварии, и могут ли они дать показания. Затем выявляют очевидцев события и выполняют осмотр. Если он не информативен, может потребоваться проведение экспертизы. Иногда картина проясняется сразу после составления протокола. Если обстоятельства происшествия непонятны, применяются дополнительные меры для прояснения картины.

Расследование дорожной аварии – действия сотрудников ГИБДД, следственной системы по нахождению причины и обстоятельств происшествия, поиску виновных лиц, определению ответственности каждого участника ДТП. Если же в нем было задействовано служебное транспортное средство, требуется дополнительное расследование. Его проводит своими силами владелец ТС – предприятие, ИП, организация.

Служебное расследование ДТП – анализ обстоятельств, при которых служебный автомобиль попал в ДТП, мероприятия, направленные на их предотвращение.

Во время служебного расследования дорожной аварии на предприятии выявляется следующее:

  1. Причины произошедшего: внешние и внутренние факторы.
  2. Обстоятельства, при которых случилось ДТП.
  3. Работники, имеющие отношение к происшествию, их предварительная вина.
  4. Последствия аварии.
  5. Определение нарушений локальных актов, правил и нормативов организации.
  6. Недочеты, ошибки в работе компании, ставшие причинами аварии.

Расследование обязательно по ФЗ №196 (шестой абзац, п.1, ст. 20): ИП и юридические лица должны анализировать обстоятельства и устранять причины ДТП с участием их машин. Это касается не только автотранспортных компаний, пассажирских перевозчиков, а всех организаций и предприятий, имеющих служебные ТС.

Когда назначается административное расследование ДТП?

Порядки расследований дорожных аварий различаются в зависимости от размера нанесенного вреда после происшествия. Степень тяжести определяется наличием граждан-потерпевших, ущерба, нанесенного имуществу, жизни и здоровью людей:

  1. Группа разбора ДТП как проходитПострадали только ТС. Расследование осуществляется сотрудником ГИБДД. Он правомочен на месте выявить виновное лицо, составить протокол и привлечь гражданина к ответственности по КоАП. Если наблюдается спорная ситуация (сильные повреждения авто), назначается экспертное расследование.
  2. Пострадали пешеходы, водители, пассажиры. Инспектор ГИБДД вызывает на место ДТП судмедэксперта. Специалист осматривает пострадавших, определяется со степенью вреда их здоровью. Ответственность виновного в аварии наступает только после вынесения судмедэкспертом соответствующего решения. В продолжение 10 дней его возможно обжаловать.
  3. Есть погибшие. Расследование в соответствии с УК РФ. Кодексом определяются правила проведения следственных мероприятий (в зависимости от обстоятельств аварии) и сроки расследования.

В ФЗ №196 сказано, что проведение служебного расследования ДТП обязательно во всех упомянутых случаях, вне зависимости от тяжести наступивших последствий, наличия и количества пострадавших граждан, размера ущерба.

Назначенные ответственные лица обязаны предпринять следующее:

  1. Осмотреть место ДТП, зафиксировать, сфотографировать все важные для расследования детали.
  2. С разрешения следователей и дознавателей ознакомиться с составленными протоколами, проверить документы своего водителя – ВУ, технический паспорт, маршрутный лист, сопроводительную документацию на груз.
  3. Установить дату, время, точное место аварии, номера транспортных средств участников, количество пострадавших, тяжесть их состояния. Проверяется (при возможности) техническое состояние служебного транспорта, степень и характер его повреждений, цель поездки.
  4. Выяснить личность своего работника, стаж, год присвоения квалификации. Установить состояние водителя (согласно врачебному заключению), час работы, в который он попал в ДТП, цель поездки.
  5. Если шофер был за рулем нетрезвым, дополнительно выяснить, кто проверял его перед выходом на рейс, когда он употребил спиртное, при каких обстоятельствах, не связано ли это с использованием авто в личных целях.
  6. Определить вид ДТП, погодные условия, при которых произошла авария, видимость на трассе, состояние дорожного полотна.
  7. Выяснить обстоятельства случившегося, нарушения со стороны водителя, возможные последствия аварии.
  8. Выявить лиц, прямо или косвенно виновных в случившемся.
  9. Оценить соответствие действий своего водителя ПДД, влияние погодных условий, связь между случившимся и упущениями в работе организации.
  10. Дополнительно комиссия анализирует: контроль за работой водителей на линии, оформлением путевых листов, режим труда и отдыха шоферов, меры по поиску ТС, не прибывшего в положенное время в гараж. Уделяется внимание организованному на предприятии обучению водителей, системам штрафов за нарушение ПДД, обследованию дорожного полотна служебных маршрутов, нормированию допустимых скоростей, медосмотру водителей и техосмотру авто перед рейсом.

Все вышесказанное проводится в несколько этапов.

В действующем законодательстве отсутствует точное указание ситуаций, в которых необходимо проводить административное расследование аварии. Обычно оно выполняется в следующих ситуациях:

  • причинён вред здоровью одному из участников дорожно-транспортного происшествия;
  • виновник аварии покинул место ДТП;
  • водители не могут прийти к единому мнению о причинах случившегося.

Порядок проведения административного расследования зависит от типа происшествия. По факту небольшой аварии сотрудник ГИБДД на месте подготовит протокол о правонарушении и привлечет виновника к административной ответственности. Если возникла спорная ситуация, нередко проводят экспертизу. Обычно сторонних специалистов привлекают, если имуществу нанесены сильные повреждения.

Если присутствуют пострадавшие среди пассажиров или пешеходов, на место аварии прибудет судмедэксперт. Его вызовет сотрудник ГИБДД. Специалист осмотрит пострадавших и выявит степень нанесения вреда. От его степени зависит порядок дальнейшего расследования. Если нанесены легкие и средние повреждения, виновника происшествия привлекут к административной ответственности. Тяжкие травмы или гибель человека чреваты уголовной ответственностью. Вынесенное решение можно обжаловать. На это дают 10 дней.

Если имеют место быть потерпевшие с тяжелыми телесными повреждениями или погибшие, расследование проводится в соответствии с нормами УК РФ. Оно не признается административным. Наказание устанавливает ст. 264 УК РФ.

Если авария несерьёзная, процедуру регламентирует КоАП РФ. Применяются административные меры. Нормативно-правовые акты определяют правила проведения мероприятия в зависимости от особенностей произошедшего. Наказание вменят по ст. 12.24 КоАП РФ.

Однако не всегда нанесение травм средней степени тяжести предполагает привлечение к административной ответственности. Во внимание принимают сопутствующие обстоятельства. Лицу вменят наказание в соответствии с нормами УК РФ, если имели место быть следующие факторы:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • одновременный наезд на нескольких пешеходов;
  • езда за рулем без прав.

Юридическая консультация онлайн

Когда присутствуют смягчающие обстоятельства, лицо привлекут к административной ответственности. Так, если человек избежал более серьезной аварии или ранее не нарушал ПДД, наказание будет менее суровым.

Административное расследование ДТП не выполняется, если использован европротокол. Его применяют в соответствии с положениями статьи 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”. Использование европротокола допустимо, если выполняются следующие условия:

  • в результате ДТП нанесен вред только транспортным средствам;
  • в дорожном происшествии приняло участие только 2 транспортных средства;
  • гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована в соответствии с ФЗ №40 “Об ОСАГО”;
  • обстоятельства причинения вреда, характер, перечень видимых повреждений не вызывают разногласия за исключением ситуаций, когда размер ущерба не превышает 100000 руб;
  • информация о произошедшем зафиксирована в бланке европротокола, который заполнен водителями.

Нормативная база

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  1. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года о некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ – содержит определение административного расследования, определяет перечень действий в ситуациях, когда процедура не проводилась.
  2. Статья 28.7  КоАП РФ. Определяет правила проведения процедуры, сроки выполнения действия, особенности завершения расследования.
  3. Статья 28.3 КоАП РФ – определяет перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
  4. ПДД РФ – определяет правила передвижения по дорогам в России.
  5. Пункты 266 – 290 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года – определяет порядок выезда на место дорожного происшествия сотрудников ГИБДД.

Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:

  1. Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: ФЗ №196 (1995).
  2. Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР №19 (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
  3. Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ №647 (1995).
  4. Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР №49 (1990). Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия. В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.

По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать. Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное Приказом №49. Документ разделен на смысловые блоки:

  1. Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
  2. Работники, ответственные за ход мероприятия.
  3. Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
  4. Действия представителей организации на месте аварии.
  5. Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
  6. Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.

Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства №647, едины и обязательны для всех организаций. Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса №22 (1996). Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.

Кто проводит служебное расследование ДТП?

Группа разбора ДТП как проходит

Служебное расследование ДТП проводится силами комиссии, созданной по приказу руководителя организации. Стандартно в нее входят три лица – председатель и два члена комиссии. Во главе – руководитель предприятия или его зам. В комиссию обязательно должен входить специалист, ответственный за охрану и безопасность труда на предприятии.

Еще по теме  Верховный суд про ОСАГО как оценить ущерб от ДТП и почему собственник авто не отвечает за водителя

Другими членами группы могут назначить сотрудников кадрового отдела, бухгалтерии, работников по технической части. Привлекаются сторонние специалисты к служебному расследованию ДТП, если причина происшествия – неудовлетворительное состояние дорожного полотна, речной переправы, железной дороги, их несоответствие действующим требованиям. В этом случае приглашаются представители коммунальных служб, дорожных организаций, в ведении которых находится участок трассы, где произошло ДТП.

Расследование проходит в тесном взаимодействии с дознавательными, следственными органами, ГИБДД, технической инспекцией профсоюза. Запрещено включать в состав комиссии по служебному расследованию аварии непосредственного руководителя сотрудника, попавшего в ДТП. Его мнение может быть не объективным.

Решение о проведении административного расследования ДТП принимает лицо, имеющее право составлять протокол (статья 28.7 КоАП РФ). Обычно это сотрудник ГИБДД. Решение принимается, когда определить обстоятельства произошедшего не удаётся. В этой ситуации протокол направляется в группу разбора ДТП. В тексте документа отражается примерный нарушитель.

Инспектор действует в соответствии с нормами пункта 269 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года. При этом участникам ДТП выдаётся на руки предписание о необходимости посещения группы административной практики. Она располагается в подразделении Госавтоинспекции. Бумаги отражают точное время и день, в который пройдёт разбор ДТП в ГИБДД.

Группа административной практики представляет собой специальное образование, которое находится в районном подразделении ГИБДД. Структура занимается детальным исследованием ДТП. Основными целями создания группы выступают:

  • объективный анализ всех обстоятельств, которые привели к аварии;
  • установление причин случившегося;
  • определение виновности того или иного человека.

К административному разбирательству могут быть привлечены иные лица. Дознаватель вступает в дело после ДТП, если инспектор не выявил виновного. Сотрудник выясняет обстоятельства, вызовет участников происшествия, свидетелей, обсудит с ними обстоятельства произошедшего, учтет представленные доказательства и назначит экспертизу, если это необходимо. Дознаватель входит в состав группы разбора. Он может закрыть дело, определить виновного, или передать документы в суд.

Следователь вступает в работу, если в ДТП нанесен серьёзный вред здоровью, или погибли люди. Дело переквалифицируется из разряда административного в уголовное. Специалист может:

  • выехать на место происшествия для осмотра и изъятия вещественных доказательств;
  • оформить результаты процедуры;
  • предъявить версию произошедшего;
  • провести допрос, назначить экспертизу, следственный эксперимент или очную ставку;
  • составить обвинительное заключение и отправить дело в суд.

Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:

  1. Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
  2. Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
  3. В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
  4. Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
  5. Оформляется постановление.

Группа разбора ДТП как проходит

Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.

В соответствии с требованиям ПДД (п.2.5) при ДТП шофер обязан остановиться, включить сигнализацию о неисправности и установить катастрофический символ не ближе 15м от автомобили в городе либо 30м на загородной автостраде. Часто участники аварии в стрессовом состоянии забывают выставить символ либо пренебрегают этим требованием, сохраняя надежду на ясную погоду и хорошую видимость. Результатом таковой забывчивости смогут явиться повторные наезды на стоящую на дороге повреждённую машину.

Катастрофический символ есть необходимым атрибутом комплектности автомобиля наровне с огнетушителем и аптечкой. Но, поскольку при прохождение техосмотра наличие символа на данный момент не проверяется, то в необходимый момент его может и не появляться. В этом случае вместо него возможно применять какой-то второй броский и приметный предмет, к примеру, канистру.

При наличии пострадавших, которым нужна экстренная медпомощь, направляться позвонить в работу спасения по телефону 112 либо скорую помощь по сотовому телефону, собрав номер:

  • 103 – МТС;
  • 003 – Билайн;
  • 030 – Мегафон.

Затем, в зависимости от последствий и обстоятельств происшествия необходимо позвонить в полицию для вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

В случае если авария небольшая и малый, то возможно обойтись без вызова милицейских на место ДТП. Но для этого должны быть выполнены следующие условия:

  1. Случилось столкновение лишь двух машин;
  2. Не причинён ущерб здоровью участников ДТП;
  3. Нет споров с обеих сторон происшествия по поводу его виновника;
  4. Обе стороны аварии имеют действующие полисы ОСАГО;
  5. Причинённый материальный ущерб исчисляется суммой до 50 тысяч рублей.

В этом случае водители смогут самостоятельно оформить бланки ДТП, имеющиеся в приложении к полису ОСАГО.

При заполнении извещения принципиально важно детально обрисовать схему столкновения и зафиксировать все полученные повреждения с указанием их размеров. Дополнительным преимуществом будет фиксация места столкновения и взятых повреждений на камеру либо мобильный телефон. Затем необходимо зафиксировать ДТП в отделении ГИБДД либо ближайшем посту ДПС и возможно ехать в офис страховой компании для подачи заявления на выплату компенсации.

В случае если водители не смогут прийти к единому точке зрения по поводу виновника аварии либо существуют другие нарушения вышеперечисленных условий, то необходимо вызывать полицейского и пребывать на месте происшествия до его прибытия. Во время ожидания прибытия сотрудников ДПС направляться не разбираться со вторым участником ДТП, а попытаться выполнить следующие действия:

  • записать номера телефонов посторонних свидетелей происшествия;
  • зафиксировать на видео либо фотокамеру место аварии, следы и части автомобилей, оставшиеся на дороге, все полученные повреждения на автомобилях с их регистрационными номерами;
  • узнать, где размещены камеры наблюдения дорожной обстановке либо камеры работ безопасности коммерческих структур, каковые имели возможность зафиксировать происшествие и быть использованы в будущем в качестве объективных доказательств вашей невиновности в произошедшем.

Предстоящее расследование ДТП в отделении ГИБДД проводится особой группой административной практики, задачей которой есть детальный разбор ДТП, для обнаружения подлинных его обстоятельств с учётом всех факторов и определение степени вины каждого участника. Эта не весьма приятная для них процедура нужна для принятия и правильной квалификации нарушения окончательного распоряжения о ДТП. Эта процедура официально именуется «группой административной практики» либо «несколько разбора» в ГИБДД.

Срок рассмотрения дела о ДТП

Срок рассмотрения дела о ДТП в большинстве случаев образовывает от 3-х до 30 дней в зависимости от сложности дела и требуемых мероприятий. Крайне редко срок может продлеваться дополнительно ещё на один месяц на основании ст. 28.5 и 28.7 КоАП.

В указанный период группой производится изучение поступивших материалов, дополнительный опрос всех свидетелей и участников происшествия, просмотр записей видео и фотосъёмок при их наличии.В случае если в следствии ДТП имеется пострадавшие, взявшие физические повреждения, то они направляются на прохождение медицинской экспертизы на предмет определения тяжести взятого ущерба здоровью.

Для уточнения степени тяжести взятых повреждений несколько разбора может «настойчиво попросить» заключение судмедэкспертизы.

Юридическая консультация онлайн

В любом случае, если имеется пострадавшие в следствии ДТП, то группе разбора необходимо взять заключение о степени тяжести телесных повреждений. В случае если имеется пострадавшие со средней либо тяжелой степенью тяжести, то тогда материалы дела передаются в прокуратуру либо орган дознания для возбуждения дела.

Кроме того не обращая внимания на незначительность повреждения, взятого в аварии и стопроцентную уверенность в собственный невиновности, участнику ДТП не нужно пренебрегать явкой на разбор в отделение ГИБДД, поскольку на практике имеется большое количество примеров того, что такое игнорирование приводило к неприятным последствиям в виде признания его виновником аварии со всеми вытекающими последствиями.

Любой участник ДТП в это время в праве:

  1. Быть ознакомленным со всеми материалами дела;
  2. Давать ходатайства, объяснения и воображать собственные доказательства по делу;
  3. Разъясняться на родном языке с участием переводчика;
  4. Потребовать проведения технической и трасологической экспертизы, вызова очевидцев происшествия, приобщения доказательных документов к делу, истребования справок от муниципальных и дорожных работ о состоянии освещения и дорог на данном участке;
  5. Создавать запись процедуры разбора ДТП в ГИБДД на диктофон;
  6. Пользоваться одолжениями автоюриста;
  7. Обжаловать ответ распоряжения.

Порядок рассмотрения дорожно-транспортного происшествия предприятием

Рассмотрение ДТП выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор выезжает на место аварии, фиксирует произошедшее, опрашивает участников происшествия. Все действия выполняются в рамках пунктов 266 — 290 административного регламента, утверждённого приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года.
  2. Бумаги передаются в группу разбора ГИБДД. Действие выполняется в соответствии с пунктом 269 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года. Лица, входящие в группу, проанализируют документацию, составленную сотрудниками ДПС, изучив схему происшествия, разъяснения, предоставленные водителями, акты медосвидетельствования и прочее.
  3. Участников аварии пригласят для дачи показаний. Действие производится, если определить виновника происшествия на месте не удаётся.
  4. Назначается экспертиза, которая позволяет получить ответы на возникающие в ходе расследования вопросы. Этап присутствует не всегда.
  5. Итоги разбирательства оформляются в виде постановления.

Участники ДТП могут дополнять данные объяснения, задавать вопросы, настаивать на привлечении к разбирательству экспертов, записывать происходящее. Если лицо не согласно с вынесенным постановлением, документ можно обжаловать. Процедуру регламентирует глава 30 КоАП РФ. Подготовить жалобу и передать её в уполномоченный орган необходимо в течение 10 суток (пункт 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

Процесс административного расследования ДТП

На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:

  1. Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
  2. Оформляется определение об административном расследовании.
  3. Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
  4. Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
  5. Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
  6. Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
  7. Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.
Еще по теме  Есть ли льготы на оформление полиса ОСАГО в 2020 году

Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
  2. Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
  3. Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
  4. Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.

Служебное расследование ДТП начинается уже на месте аварии. Руководитель предприятия, узнав о случившемся, обязан делегировать своего представителя – инспектора по БДД (Инженера по безопасности дорожного движения) в организации. Если есть необходимость, он собирает комиссию из состава работников для помощи пострадавшим, доставки их в медицинские организации, фиксации последствий происшествия, поиска его свидетелей.

Сбор данных

На первом этапе служебного расследования ДТП требуется собрать как можно больше данных о происшествии. Информация вносится в документы установленной формы, бланки которых разрабатываются ранее. Допустимо использовать образцы официальной документации правоохранительных органов для характеристики мест происшествий.

Участники комиссии осматривают место аварии, опрашивают свидетелей, пострадавших, сотрудников ГИБДД (при согласии). Задача – собрать как можно больше информации для анализа:

  1. Точное время и дата ДТП.
  2. Характеристика места происшествия (необходимы фото-, видеоприложения).
  3. Данные по ТС-участникам происшествия (обязательны госномера).
  4. Число пострадавших, вред, нанесенный здоровью каждого.
  5. Информация о состоянии сотрудника предприятия и (по возможности) других участников происшествия.
  6. Психическое и физиологическое состояние шофера (только врачебное заключение).
  7. Рабочий час в графике сотрудника, в который он попал в ДТП.
  8. Цель, вид маршрута работника.
  9. Классификация дорожного происшествия.
  10. Погодные условия.
  11. Обстановка на трассе.

При сборе данных фотосъемке и видеофайлам уделяется особое внимание. Нужны материалы высокой четкости, позволяющие безошибочно распознать:

  • локацию ДТП, ее характерные особенности;
  • местонахождение служебного автосредства после аварии;
  • важные вещественные доказательства случившегося;
  • повреждения служебного автомобиля и других пострадавших ТС;
  • государственные номера машин, попавших в аварию;
  • ценные обстоятельства происшествия: неработающий светофор, повреждения дорожного полотна, стертая разметка, отсутствие знаков.

Все собранные сведения в результате служебного расследования ДТП письменно фиксируются и, при необходимости, заверяются инспектором ГИБДД. Участники комиссии внимательно изучают документы водителя предприятия: путевой лист, техпаспорт ТС, права, бумаги на перемещаемый груз.

В процессе служебного расследования ДТП представители предприятия тесно сотрудничают с сотрудниками Госавтоинспекции: выясняют обстоятельства случившегося, следят за правильностью оформляемых дорожной полицией бумаг. Все документы, что должны подписать члены комиссии, внимательно изучаются на наличие ошибок, неточностей. Инспектор обязан принять во внимания замечания, ответить на вопросы.

Если есть возможность, с документации, составленной сотрудником ГИБДД, снимаются ксерокопии на месте происшествия. В противном случае это обязательно делают позже. Понадобится письмо от руководителя предприятия на имя начальника местного подразделения Госавтоинспекции с просьбой предоставить копии необходимых бумаг.

Расследование

Второй этап – собственно расследование. В его рамках члены комиссии продолжают сотрудничать с Госавтоинспекцией, работниками дорожной службы и представителями от профсоюза. Вся собранная на первом этапе информация анализируется. Задача: определить правильность действий работника-водителя и других участников ДТП, предположить причины произошедшего, вынести собственные выводы по виновным в происшествии.

В процессе служебного расследования ДТП определяются:

  1. Явные обстоятельства произошедшего.
  2. Условия возникновения аварийной ситуации на трассе.
  3. При актуальности: причины, по которым водитель вышел на рейс нетрезвым.

Группа разбора ДТП как проходит

Члены комиссии оценивают правильность действий работника предприятия (с позиции ПДД), а также условия на дороге – на сколько они могли способствовать случившемуся. Определяется взаимосвязь между дорожной аварией и упущениями со стороны предприятия.

Важная цель служебного расследования – устранить причины, которые могут способствовать повторению аварии. На основе анализа ДТП проводится проверка предприятия:

  1. Соблюдение режима «работа/отдых» водителями.
  2. Следование правилам перевозок.
  3. Порядок составления маршрутов служебного транспорта.
  4. Организация в рамках предприятия обучения водителей, повышения их мастерства.
  5. Комплекс мер по отношению к нарушителям.
  6. Скоростные нормы для служебного автотранспорта.
  7. Проверка технического состояния машин перед рейсами: кто проводит, какие мероприятия по обслуживанию и ремонту предприняты, как водители сообщают о неполадках ТС.
  8. Организация техобслуживания транспорта на предприятии.

Вынесение определения по административному расследованию ДТП

Определение выносится сразу после того, как становится известным о совершении правонарушения и присутствии потребности в проведении административного расследования ДТП. Это значит, что соответствующую бумагу подготовят непосредственно на месте аварии в процессе оформления документов. Участникам авария объясняются их права и обязанности.

Бумага должна быть составлена правильно. На лицевой стороне определения по административному расследованию ДТП отражаются:

  • дата и время составления бумаги;
  • сведения о сотруднике, подготовившем документ;
  • причина возбуждения дела;
  • информация, доказывающая присутствие правонарушения;
  • статья, по которой вменяется наказание.

На обратной стороне приводится текст нормативно-правовых актов, которые регламентируют права и обязанности участников происшествия.

В рамках служебного расследования ДТП определяются:

  1. Обстоятельства аварии, предварительная вина каждого из участников, правильность действий работника.
  2. Упущения со стороны предприятия, ставшие причиной аварийной ситуации на рейсе.
  3. Меры, направленные на устранение выявленных упущений.

Все вышесказанное участниками комиссии оформляется в Акт, который каждый из специалистов заверяет подписью. Документ ценен при сложных ДТП: собранные материалы допустимо использовать для доказательства невиновности работника в суде.

Группа разбора ДТП как проходит

Акт не содержит в себе выводов – все определения, оценки предварительные. Виновность доказывает только судья. Документ правомочны затребовать следователи для представления более полной картины ДТП. Нередко в Акте перечислены важные подробности аварии, которые ускользнули от внимания дорожной полиции.

Оформление Акта служебного расследования ДТП

В соответствии с требованиями п.п. 210, 215 Административного регламента МВД инспектор ГИБДД обязан по прибытии на место происшествия собрать объяснения с свидетелей и каждого участника аварии, изучить и запротоколировать имеющиеся следы ДТП, составить его схему. Схема происшествия с подробным указанием подробностей столкновения обязана предоставляться участникам аварии для ознакомления под роспись.

В случае если один из участников не согласен с отдельными её пунктами, то он в праве изложить в ней свой вариант и своё мнение происшествия. Наряду с этим все замечания должны быть обоснованы показаниями свидетелей либо данными объективных материалов (видео либо аудиозаписей, фотографий). Собственное несогласие с заключением инспектора о виновнике происшествия участник аварии обязан выразить письменно в графе об особенном мнении в протоколе ДТП.

При, в то время, когда обстоятельства аварии и виновник очевидны и не вызывают ни у кого сомнений, инспектор сразу же образовывает распоряжение по административному правонарушению.

В случае если же расследование ДТП требует проведения дополнительных мероприятий либо вызывает споры в отношении определения его виновника, то инспектор оформляет протокол происшествия, где показывает предполагаемого виновника, и передаёт материалы дела в районное отделение ГИБДД для предстоящего разбора, выдав участникам события предписания на явку.

Акт служебного расследования ДТП состоит из пяти основных блоков:

  1. Перечисляется состав собранной комиссии. Указывают данные ТС, попавших в ДТП, и их водителей.
  2. Характеризуются обстоятельства, место аварии.
  3. Информация по условиям на трассе: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристика дорожных знаков и разметки.
  4. Данные водителя: возраст, классификация, стаж (общий и на предприятии), информация о подготовке и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медосмотра. Указывается, на каком часу работы случилась авария, участвовал ли он в ДТП ранее, нарушал ли ПДД.
  5. Сведения о служебном ТС: информация о техническом состоянии машины, ее марка, тип, модель, год изготовления, пробег до техосмотра и после него. Перечисляются аналогичные данные по другому транспорту, попавшему в аварию.
  6. Выводы комиссии. Указываются причины дорожного происшествия, предварительно установленные ее участниками. Меры, которые предпримет предприятие для исключения повторений случившегося. Упоминаются виновные ответственные работники, предпринятые к ним дисциплинарные взыскания.

В заключении акта служебного расследования ДТП: дата его составления, список участников комиссии, их категории и должности.

Расследование ДТП с пострадавшими

Если нанесён лишь имущественный урон, изучение аварии происходит несколько по-другому, чем в ситуациях, когда имеются пострадавшие. Однако такие происшествия порой не менее запутанные и требуют административного расследования.

Группа разбора ДТП как проходит

Если оба водителя отказываются признавать вину, инспектор выносит определение об административном расследовании ДТП. Изначально сотрудник ГИБДД сам проводит ряд мероприятий. В первую очередь он выполняет осмотр места происшествия. Изучение происходит с той точки, где присутствуют следы от ДТП, или с участка, по которому двигались транспортные средства.

Во внимание принимаются:

  • особенности местности;
  • присутствующие предметы, бордюры, знаки и деревья;
  • состояние дорожного покрытия.
Еще по теме  Что случится с ОСАГО в сентябре 2019 года

Обязательно опрашивают свидетелей. У них узнают местоположение машин и препятствий на пути до того, как произошла авария. Дополнительно свидетелей попросят сообщить реакцию участников ДТП на обострение ситуации на дороге и описать места автомобилей после аварии. Все следы, касающиеся происшествия, анализируются.

Детальному осмотру подлежит транспорт участников происшествия. Специалист установит, какие части машин первыми получили дефекты. Информация, выявленная в результате осмотра, вносится в протокол. Затем составляется схема происшествия. Во время процедуры используются условные обозначения всех деталей и привязка к местности.

В ходе административного расследования ДТП опрашивают и самих участников аварии. Причём показания могут быть взяты не только на месте происшествия, но и в момент прибытия в отдел ГИБДД. Каждый водитель самостоятельно пишет объяснение. Сотрудники ГИБДД в это время заполняют протокол. На основании совокупной информации выявляется виновник. Сведения о нём отражаются в документе.

Когда протокол заполнен, оба участника аварии расписываются на бумаге, если согласны с присутствующей в ней информацией. Лицо имеет право отказаться от выполнения действия. В этом случае в протоколе проставляется соответствующая отметка. Участникам ДТП предоставляют копию бумаги. Затем виновнику придёт постановление об уплате штрафа или повестка в суд, где пройдет слушание дела об административном правонарушении.

Если в аварии пострадали люди, учитывается характер повреждений. Административное расследование проводится только если получены легкие и средние травмы. Представители группы разбора запрашивают информацию о пострадавшем в медицинском учреждении, в которое он поступил. На основании полученных данных оформляется предварительное заключение. Оно используется для определения статьи КоАП РФ, обвинения по которой будут предъявлены нарушителю.

Если выяснится, что пострадавший получил тяжелые травмы или погиб, дело переквалифицируют в уголовное разбирательство. Процесс будут вести следственные органы. Расследование существенно усложняется.

Уголовное расследование ДТП будет состоять из большего количества этапов:

  1. Осмотр места аварии. Производится по той же схеме, которая отражена выше. Однако дополнительно исследуется одежда пострадавших, учитывается присутствие пятен крови. Если в аварии погибли люди, осматриваются тела, изучается их поза, одежда, характер дефектов, повреждений кожи и органов. Учитывается положение трупа относительно других элементов на месте аварии. Если обнаружена травма, не характерная для данного типа ДТП, будут выяснены причины их появления.
  2. Проводится следственный эксперимент. Он предполагает восстановление условий, в которых произошла авария. Эксперимент позволяет понять, что видели и слышали участники в критический момент, а также определяет влияние внешних факторов. Следственный эксперимент необходим для восстановления возможностей попадания в ДТП при тех обстоятельствах, что были названы. Эксперимент проводят на огороженном участке. Это позволяет снизить риск попадания в зону посторонних объектов или людей.
  3. Проведение экспертизы. К исследованию могут быть привлечены разные специалисты, если тот или иной метод не позволил получить ответа на вопросы. Эксперты определяют направление движения автомобилей, выявляют тип ДТП и обстоятельства произошедшего. Специалисты имеют доступ к материалам дела и документации. Эксперт изучает транспортные средства, их отдельные детали и агрегаты. Если присутствуют пострадавшие, дополнительно выполняется судебно-медицинская экспертиза аварии. Она позволяет определить положение тел до аварии, траекторию движения в момент ДТП. Медик выяснит особенности состояния водителя, которые могли спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Примером выступают проблемы со зрением или сниженный слух.
  4. Выполненные мероприятия позволяют восстановить целостную картину аварии, выявить влияние внешних условий, личностных особенностей участников происшествия. Иногда даже таких мер бывает недостаточно. Так, если виновник скрылся с места аварии, происходит его розыск вместе с автомобилем.

Группа разбора ДТП как проходит

Следователь обращает внимание на все несоответствия показаний, откровенную ложь и подтасовку фактов, а также безосновательное сваливание вины на погибшего.

Сроки проведения административного расследования ДТП

Служебное расследование ДТП ограничено четкими временными рамками: 5 дней с момента происшествия. Срок единый для всех ДТП вне зависимости от степени тяжести.

Из положения только два исключения:

  1. Семь дней дается на расследования происшествия с 4 пострадавшими гражданами или 2 погибшими.
  2. Две недели расследуется ДТП, при которых пострадало 14 и более лиц или погибло свыше 7 человек.

Срок административного расследования ДТП регламентирует пункт 5 статьи 28.7 КоАП РФ. По общему правилу период составляет 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В некоторых случаях допустимо продление срока по письменному ходатайству должностного лица. Допустимо смещение периода ещё на один месяц.

Если присутствуют пострадавшие с тяжелыми увечьями, или в аварии погибли люди, рассмотрение производится в рамках уголовного дела. Сроки расследования меняются. В стандартном случае период составляет 2 месяца. Он исчисляется с момента открытия дела. Период может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством. Если дело особо сложное, расследование может вестись в срок до года. Соответствующие правила регламентирует статья 162 УК РФ.

Отчетность по расследованию

К Акту служебного расследования ДТП прилагается следующая отчетность:

  1. Копия протоколов осмотра ТС и места аварии.
  2. Ксерокопия схемы ДТП.
  3. Объяснение водителя и должностных лиц, прямо или косвенно причастных к случившемуся.
  4. Справка о провидении профилактических работ в организации по устранению выявленных причин происшествия, оценка их связи с данным ДТП.
  5. Приказ руководителя с конкретными выводами по проделанному расследованию, отчетом о мероприятиях-проверках, дисциплинарных взысканиях для виновных сотрудников.
  6. Список пострадавших, погибших в ДТП: Ф.И.О., пол, дата рождения, диагноз (по врачебному заключению).

Помимо этого, на основе Акта составляется форма учета ДТП (документ установленного образца). Документы направляются в территориальное отделение Госавтоинспекции, следственные органы, а также в организации, участвующие в служебном расследовании. Если предприятие является филиалом, отделением, копии составленных бумаг отсылают в головной офис.

С какими проблемами можно столкнуться?

Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.

Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.

Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.

Группа разбора ДТП как проходит
Группа разбора ДТП как проходит

Юрист-консультант сайта недавно публиковал (посмотреть все)

Основные нюансы служебного расследования ДТП следующие:

  1. Недостаточная подготовка сотрудников организации к участию в расследовании аварии. При сборе информации могут быть допущены ошибки, которые станут причиной неверных выводов.
  2. Расхождение данных, предоставленных сотрудниками, с информацией, собранной ГИБДД. Потребуется доказать, что именно инспектор допустил ошибку. Для этого нужна крепкая база – четкие фото, слова свидетелей.
  3. Неполноценность мероприятий по определению виновных на предприятии. Чтобы этого не допустить, в составе комиссии не включают заинтересованных лиц. Необходимо привлечь сторонних специалистов.
Автор статьи: Вячеслав Кирсанов

Автоюрист. Имеет свой адвокатский кабинет, специализируется на вопросах, касающихся дорожно-транспортных происшествий, защищает клиентов в случае составления протоколов сотрудниками ГИБДД. Специалист в правилах поведения с сотрудником ДПС, нюансах составления протокола и неотъемлемых правах водителя.

Автор статьи: Вячеслав Кирсанов

Автор статьи: Вячеслав Кирсанов недавно публиковал (посмотреть все)

Стоимость экспертизы

Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы.

Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.

Права и обязанности водителя при расследовании ДТП

Если выполняется административное расследование ДТП в ГИБДД, участники аварии имеют право на следующее:

  1. Использование услуг адвоката (пункт 1 статьи 25.5 КоАП РФ). Обычно его привлекают к разбирательству, если в аварии погибли люди, или нарушение допустил каждый из участников происшествия. Воспользоваться помощью юриста рекомендуется на начальном этапе.
  2. Ознакомиться со всей документацией, касающейся разбирательства. В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, человек может заранее узнать обо всех бумагах, присутствующих в его деле.
  3. Подавать прошение, пояснительные записки, дополняя дело иными фактами. Если была выполнена фото и видеосъемка на месте, лицо может требовать о приобщении материалов к делу. Статья 51 Конституции РФ позволяет человеку не свидетельствовать против себя и близких.
  4. Просить проводить экспертизу, запрашивать справки в других уполномоченных органах, привлекать к процессу переводчика, если в разбирательстве задействован иностранный гражданин.
  5. Опротестовать вынесенное решение.

Отправляясь на разбор ДТП в ГИБДД, необходимо повторно проиграть в голове все особенности ситуации, возникшей в день дорожно-транспортного происшествия. Это необходимо для того, чтобы показания не расходились с теми, которые были даны ранее. Если будут выявлены несоответствия фраз, сотрудники госавтоинспекции могут согласиться с позицией оппонента.

Если проводится очная ставка при административном расследовании, может быть выяснено, что сотрудник ГИБДД принял версию одного из участников конфликта и пытается оказывать давление на другого. В этой ситуации нужно записать разговор на диктофон. В последствие информацию можно направить в прокуратуру или в адрес руководства подразделения.

Нередко спорную ситуацию удаётся разрешить без привлечения экспертов. Сами сотрудники ГИБДД стараются использовать такую возможность как можно реже, поскольку итоговые результаты могут не совпадать с предварительными выводами. Обычно сотрудники МВД сильно загружены. В результате может потребоваться привлечение сторонних компаний, которых необходимо оплачивать.

Оцените статью
Авто Страховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.