Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

ОСАГО онлайн

Кто возмещает ущерб по ОСАГО

Основные понятия, порядок страхования и его обязательность закреплены в Федеральном законе №40-ФЗ от 25.04.02 г. Стоимость полиса регулирует государство, определяя базовые ставки и коэффициенты. Методика расчета едина для всех субъектов РФ и СК. Правила ОСАГО изложены в Положении Банка РФ №431-П от 19.09.14 г. В этих актах определен порядок выплат, обязанность которых возлагается на страховщика виновника дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Прямое возмещение ущерба (своим страховщиком) в настоящее время безальтернативно, кроме случаев, когда такое возмещение невозможно.

Если участников ДТП несколько, потерпевший может получить компенсацию у любого из страховщиков. Когда признается обоюдная вина, компенсация будет соразмерна степени виновности каждого. Если виновность не установлена, страховщики возмещают ущерб поровну, но затем имеют право на регресс.

Повышающий КБМ ОСАГО после ДТП, если не виноват

Коэффициент ОСАГО устанавливается статьей 9 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об автогражданке. В категорию попадает целый перечень показателей. Они делятся на две основные группы — штрафующие и поощряющие. В первую из них включают показатели, призванные привлечь водителей, пренебрегающих правилами, к ответственности.

  1. Кт. Уровень зависит от числа ДТП, происходящих в регионе регистрации водителя. Обычные жители небольших городов платят меньше.
  2. Кн. Зависит от соблюдения условий страхового договора. Если произошло их нарушение, это повлечет за собой увеличение стоимости полиса.
  3. Квс. Зависит от возраста автолюбителя и его опыта вождения. Чем старше гражданин, тем ниже стоимость оформления ОСАГО.
  4. Коэффициент КБМ выделяют отдельно. Он зависит от уровня аварийности водителя.
  5. КН — коэффициент нарушений.
  6. КМ — коэффициент мощности. Зависит от силы двигателя автомобиля.

Коэффициент КБМ может возрастать, снижаться или сохраняться на прежнем уровне. Его применение регламентирует Приложение №6 к Указанию ЦБ РФ №5000-У от 4 декабря 2018 года. Если гражданин не попадает в аварии, показатель начинает уменьшаться. Это приводит к снижению стоимости страховки. Аварии влекут за собой возрастание показателя КБМ.

  • страховка ОСАГО была приобретена на автомобиль транзитного типа;
  • полис ОСАГО оформлен на прицеп;
  • гражданин не виноват в происшествии.
К сведению

Вышеуказанные правила не применяются в отношении иностранцев. Если случай не попадает под вышеуказанный перечень, корректировка значения коэффициента ОСАГО после ДТП происходит стандартным образом.

Изначально водителю присваивается третий класс. Он позволяет в 2020 году приобрести полис ОСАГО по стандартной цене. Если удалось проездить в течение года без аварий, происходит повышение уровня класса. Это позволяет рассчитывать на скидку. Процедура выполняется в момент продления страховки. Максимальный уровень скидки доступен лицам, достигшим класс 13 уровня. Чтобы получить его, необходимо продлевать ОСАГО в течение 10 лет и не попадать в аварии.

ВАЖНО

Каждый год без ДТП позволяет рассчитывать на скидку в 5%. Если в течение 10 лет водитель не стал участником происшествия, страховка будет дешевле на 50%. Однако если возникло хотя бы одно ДТП, КБМ сразу же становится меньше. В результате цена возрастет. Класс могут понизить на 2-7 значений. Всё зависит от количества страховых случаев в течение отчетного периода. Чем чаще попадают в аварии, тем меньше уровень доверия со стороны страховщика.

Когда класс езды снижается ниже третьего уровня, применяются штрафы. Это отражается на тарифе. Стоимость страховки может возрасти практически в 2,5 раза. Класс не может быть ниже уровня М. Если гражданин надеется вернуться к стандартному тарифу, он должен минимум в течение 4 лет проездить без дорожно-транспортных происшествий.

Значение показателя зависит от количества происшествий, с которыми лицо столкнулось в течение срока действия страхового полиса. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке. Решение по повышению значения показателей принимает комиссия страховой компании. Она действует в рамках норм Гражданского кодекса РФ, ФЗ №40 об ОСАГО, а также ФЗ №4015-1 Об организации страхового дела в РФ. Если нормы не соблюдаются, у гражданина присутствует право обратиться в суд и требовать возмещения ущерба. Однако предстоит подтвердить этот факт.

Особенно жестко контролируют новичков. Если гражданин принял участие в одном происшествии, ему будет присвоен первый класс. Коэффициент КБМ опустится на уровень ниже среднего. Цена страховки возрастет на 55%. Если водитель стал участником двух и более ДТП, ему присваивается класс М. Коэффициент возрастает до 2,45. Покупая полис в следующий раз, гражданин обязан заплатить на 145% больше, чем в стандартном случае.

Если лицо длительное время использует услуги одного страховщика, контроль менее жесткий. Обычно показатель отражается на скидке за один год безупречного вождения. Если лицо 10 лет ездило без ДТП, но в течение страхового периода оказалось в аварии трижды, ему будет присвоен стандартный уровень. Нужно учитывать, что на значении показателя отражается количество аварий, которые были допущены в течение всего периода действия страхового полиса, а не только происшествия за один год.

Внимание

На сроке действия повышающего коэффициента ОСАГО после ДТП отражается принцип заключения договора. Обычно страховка предоставляется на один год. Срок действия коэффициента будет идентичен этому периоду. Когда он завершится, произойдет изменение показателя. Он может повыситься или уменьшиться.

Норма соблюдается не всегда. Многое зависит от страховщика. Нередко организации используют неопытность владельцев. Желая и дальше заставить гражданина платить большую сумму, в документации намеренно не указывают срок действия КБМ. Известны ситуации, когда показатель завышали случайно.

Эксперты советуют самостоятельно вести учет. Для этого нужно выяснить, когда произошло оформление полиса, и сколько он будет действовать. Дополнительно необходима информация о дате заключения договора.

Вопросы вызывают ситуации, когда хозяин автомобиля не находился за рулем, или авария возникла не по его вине. В последнем случае изменения КБМ не происходит. Однако потребуется доказать, что виновником происшествия стал другой человек. Обычно страховые организации отказываются возмещать ущерб, если присутствуют неоспоримые доказательства вины автовладельца.

В страховку может быть вписано сразу несколько водителей. В этой ситуации повышение КБМ произойдет только у лица, которое в момент происшествия находилось за рулём. Норма действует, если вину гражданина докажут. Закон не позволяет увеличивать значение показателя, если представитель ГИБДД не подтвердил, что действия водителя повлекли за собой факт возникновения происшествия. Если лицо оказалось в аварии не по своей вине, инцидент в истории по вождению не отражается. Считается, что она по-прежнему остаётся безаварийной.

Не все водители готовы вносить дополнительные денежные средства за страховку. Поэтому предпринимаются попытки, позволяющие избежать возрастания коэффициента бонус-малус после ДТП. Ранее помогали следующие способы:

  • переход в другую страховую организацию;
  • сокрытие данных о происшествии в момент изменения страховщика;
  • покупка полиса ОСАГО на другое лицо.

Обычно применялся последний способ. Хитрость работала, если полис был оформлен сразу на нескольких граждан. Повышение показателя после ДТП происходило лишь у лица, которое находилось за рулем в момент аварии. При этом если полис оформляется сразу на несколько лиц, устанавливалась максимальная стоимость в зависимости от данных водителей.

Однако в связи с созданием единой базы РСА, большинство вышеуказанных методов не работает. В 2020 году самый надежный способ избежать повышающего коэффициент ОСАГО КБМ после ДТП – не участвовать в ДТП. Страховщики и уполномоченные органы контролируют изменение показателя. Махинации отслеживаются. Ряд автолюбителей утверждает, что им удалось сбросить значение показателя.

К сведению

Если лицо хочет избежать повышения КБМ после ДТП, можно попытаться договориться о личном возмещении ущерба. При этом обращение к страховщику не происходит, и представителей ГИБДД не вызывают. Метод считается рискованным. Не каждый водитель согласится пойти навстречу виновнику происшествия. Если авария произошла по вине иного лица, нужно понимать, что устный договор не дает гарантии предоставления денежных средств. Метод рекомендуется использовать, если размер выплаты по страховке будет меньше, чем количество денежных средств, которые придется предоставить за последующее продление полиса.

Умышленные попытки избежать увеличения КБМ после ДТП наказуемы. Если лицо поступит подобным образом, в 2020 году его могут привлечь к административной ответственности. В ряде случаев применяется уголовное наказание.

Если гражданин переходит в другую страховую компанию, КБМ должен сохраниться на прежнем уровне. Однако страховщик может воспользоваться неопытностью водителя и присвоить ему стартовую третью категорию. Основным аргументом выступает отсутствие информации о гражданине в базе РСА. Если лицо знает, что оно имеет право на скидку, допустимо выполнение следующих действий:

  • личный запрос информации в базе РСА;
  • визит к предыдущему страховщику и получение справки о сотрудничестве;
  • получение информации в Союзе страховщиков.

Примерные суммы регресса

Многих интересует вопрос о том, сколько составляет сума регрессного требования. В первую очередь необходимо знать о том, что данная сумма складывается из суммы страхового возмещения, которое было выплачено пострадавшей стороне, а также из суммы, которая была потрачена страховой компанией для осуществления оплаты.

Например, для выплаты страхового возмещения может потребоваться проведение экспертизы. В этом случае стоимость экспертизы также включена в размер регрессного требования.

Например, автомобилю пострадавшего был причинен ущерб в размере 100 000 рублей.

Для проведения экспертиз страховая компания потратила 5000 рублей, а для ведения страхового дела – 2000 рублей. В этом случае она может потребовать от виновника 107 000 рублей.

Многих интересует вопрос о том, можно ли избежать выплаты по регрессу. На самом деле соблюдение всех законодательных требований является гарантией того, что страховая компания не предъявить исковое заявление с целью получения суммы выплаченного ею страхового возмещения.

Ведь регресс по ОСАГО с виновника ДТП по европротоколу не может быть предъявлен в тех случаях, когда водитель соблюдал все обязательные законодательные требования.

Еще по теме  Что ожидает водителя если он убежал от ДПС в 2020 году

Для этого в первую очередь:

  • нельзя садиться за руль автомобиля в пьяном состоянии;
  • нужно соблюдать порядок и правила заключения договора страхования;
  • нужно своевременное уведомлять страховую компанию о ДТП;
  • необходимо предъявлять все нужные документы и бумаги.

Соблюдение этих простых правил даст возможность избежать предъявления регрессного требования и долгих судебных разбирательств.

Правые основания расчета компенсационных сумм в 2020 году содержаться в Федеральном Законе № 40, в ст. 7 определено понятие страховой суммы, в ст. 12 – её размер и порядок выплат.

Расчет компенсационных выплат в случае ДТП в 2020 году зависит от многих связанных между собой факторов, специалисты принимают во внимание:

  • Стоимость поврежденных деталей с учетом амортизации сами работы по восстановлению автомобиля сдержатся в п.19 ст.12.
  • Сумму выплаты за проведение экспертной оценки всех повреждений авто (ст. 12.1 Закона)
  • В случае полной гибели имущества, возмещение оговоренной в договоре цены авто, также с учетом амортизации, а не стоимости нового автомобиля (ст.7)

Другие произведенные материальные затраты регулируются Гражданским Законодательством, поскольку указанным правовым актом имущественные отношения сторон никак не регулируются (ст. 15, 1064, 1072 ГК РФ). К возмещению ущерба допускается причислить:

  • Компенсация стоимости медицинских услуг и лечебных курсов по восстановлению утраченного здоровья и реабилитации после аварии, покупки лекарственных средств.
  • Стоимость услуг эвакуатора и стоянки.
  • На транспортировку пострадавших в медицинское учреждение.
  • Компенсация заработной платы на время прохождения восстановления трудоспособности.
  • В случае летального исхода оплата всех погребальных услуг.

В гражданском праве под регрессом подразумевается обратное требование о возврате выплаченной суммы одним субъектом по обязательствам другого. Под регрессивным иском понимается требование о возврате денег, которые кредитор выплатил третьему лицу по вине должника.

ОСАГО с 1 мая 2019 года

Давайте рассмотрим, что такое регресс в страховании.

Именно такое требование называется регрессивным.

Обязанность страховать ответственность владельца ТС В России закреплена законодательно. Точно так же определена обязанность страховщика возмещать пострадавшим ущерб по вине страхователей.

Право страховщика требовать потраченные им деньги подтверждено ст.1081 Гражданского кодекса (ГК). В ст.14 закона об ОСАГО также об этом говорится. СК может требовать возмещение собственных затрат не только с виновника происшествия, но и, например, с оператора техосмотра, оформлявшего диагностическую карту (ДК) и не выявившего дефекты, ставшие причиной аварии.

В сфере страхования используется еще такое понятие, как суброгация. Под ним понимается переход к выплатившей возмещение ущерба СК права требовать компенсацию затрат с виновника. Понятия похожи, однако лишь на первый взгляд. Кардинально отличаются основания и субъекты, у которых появляется право на истребование компенсации совершенных выплат, а механизмы схожи.

Это основное и определяющее отличие. Воспользоваться правом регресса страховщик может только после выплаты, тогда как суброгация подобных требований не подразумевает, это просто переход права от одного страховщика к другому.

Есть разница и в исчислении сроков давности. Во втором случае он считается от момента происшествия.

Основания для регресса по ОСАГО перечислены в законе №40-ФЗ. К страховщику от потерпевшего в ДТП переходит право требовать возвращения суммы уже произведенной выплаты компенсации с виновника, если последний:

  • Умышленно причинил вред жизни или здоровью.
  • Причинил ущерб в состоянии опьянения.
  • Не имел права садиться за руль или управления конкретным ТС.
  • Не фигурировал в договоре.
  • Сбежал с места аварии.
  • Пользовался ТС в непредусмотренный соглашением период.
  • Оформив европротокол (в каких случаях это допускается, читайте в этом же законе), не направил документы СК в в установленный срок (дается 5 дней).
  • Отремонтировал или утилизировал ТС, ставшее причиной ущерба, в течение 15 суток с момента ДТП и не предоставил для осмотра или экспертизы.
  • Пользовался ДК с истекшим сроком действия.
  • Предоставил недостоверные сведения при составлении договора.

Регресс по полису ОСАГО

Эти же основания могут использоваться и при осуществлении прямого возмещения. Если СК по решению суда вынуждена компенсировать ущерб в размерах, превышающих установленные лимиты, она может истребовать разницу с виновника ДТП.

Теперь нужно отметить, как избежать регресса и обезопасить себя от лишних выплат. Для этого всего лишь нужно:

  • Не нарушать ПДД и, как следствие, не становиться виновником ДТП.
  • Тщательно подходить к выбору СК, а затем соблюдать положения страхового договора.
  • Контролировать сроки действия прав, полиса, ДК и так далее.
  • Держать при себе доверенность владельца, если используется чужое ТС.
  • Не скрывать от страховщика детали ДТП и вовремя предоставлять документы и авто.

Понятно, что это непросто, особенно первый пункт. Но соблюдение этих рекомендаций позволит не платить регресс по ОСАГО.

Регресс может быть предъявлен только в судебном порядке в рамках ГК. СК действует в таком порядке:

  1. Подает иск. Игнорировать суд виновнику не рекомендуется. При неявке решение примут заочно, и сумма может оказаться завышенной.
  2. Дожидается судебного решения.
  3. Возвращает потраченные деньги после вступления в силу постановления суда.

Судебная практика показывает, что разбирательства подобных дел длятся не слишком долго. Но нередко СК приходится возбуждать исполнительное производство по факту неуплаты в принудительном порядке.

Регресс может оказаться больше, чем страховая выплата пострадавшему. Это важно принимать во внимание.

Сюда могут отнести стоимость экспертизы (3-5 тыс. руб.), которая необходима для расчета страховой выплаты. Также учитывается стоимость ведения страхового дела (примерно 2000 руб.).

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

Когда истец не соглашается с позицией своего страховщика, он имеет право на ответный иск. Если решение суда не удовлетворит, его можно обжаловать в вышестоящей инстанции после подачи апелляционной жалобы.

Согласно ГК срок давности по регрессу составляет 3 года. Ст. 200 ГК РФ определяет, что отсчет исковой давности по делам, связанным с регрессом, стартует с даты исполнения основного обязательства. То есть полной компенсации ущерба пострадавшей стороне, а не с даты ДТП.

Другими словами, если СК возместила потерпевшему ущерб, но не выдвинула регрессивное требование к виновнику ДТП в течение трех лет, она упустила свой шанс. Восстановить право можно будет только через суд.

Для начала напомню, что такое регрессное требование. Если виновник ДТП имеет действующий полис ОСАГО, то его страховая компания должна в любом случае возместить причиненный ущерб, то есть отремонтировать поврежденный автомобиль пострадавшего. Однако в случае серьезных нарушений виновником ДТП (например, при управлении автомобилем в состоянии опьянения) страховая компания может потребовать, чтобы водитель возместил ей выплаченную сумму. Это и есть регресс.

Если говорить коротко, то регрессное требование — это право страховой компании потребовать возмещения ущерба от водителя, виновного в ДТП.

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:…ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Напомню, что данное условие начало действовать с 1 сентября 2014 года. За прошедшие 4 года и 8 месяцев довольно много водителей поплатились за то, что вовремя не подали документы в страховую компанию.

Как рассчитывается КБМ?

Коэффициент бонус-малус в 2020 году может быть повышающим или понижающим. Он зависит от класса автолюбителя. Проще всего определить значение показателя, руководствуясь таблицей. Изначально КБМ устанавливается на уровне 1. Водителю присваивается класс 3.

Если гражданин не нарушает ПДД и не принимает участие в авариях, каждый год его КБМ повышается. В результате предоставляется скидка в 5%. Классы обозначены в столбце слева. Так, если человек ездил без происшествий 10 лет, ему присвоят 12 класс. Размер скидки отображается в графе Влияние на цену страховки. Безаварийная езда в течение 10 лет позволяет получить скидку в размере 50%.

Юридическая консультация онлайн

ДТП повлечет за собой повышение КБМ. Его уровень зависит от числа происшествий, в которых принял участие автолюбитель. Допустим, водителю присвоен класс 1. За период действия страховки произошла 1 авария. Чтобы понять, как оно повлияет на цену, нужно найти свой класс и сопоставить его с графой Число ДТП.

Присвоенный класс Значение показателя Влияние на цену страховки Число ДТП, в которых принял участие водитель в течение срока действия страховки
Ни одного 1 2 3 4 и более
М 2,45 145% М М М М
2,3 130% 1 М М М М
1 1,55 55% 2 М М М М
2 1,4 40% 3 1 М М М
3 1 0% 4 1 М М М
4 0,95 -5% 5 2 1 М М
5 0,9 -10% 6 3 1 М М
6 0,85 -15% 7 4 2 М М
7 0,8 -20% 8 4 2 М М
8 0,75 -25% 9 5 2 М М
9 0,7 -30% 10 5 2 1 М
10 0,65 -35% 11 6 3 1 М
11 0,6 -40% 12 6 3 1 М
12 0,55 -45% 13 6 3 1 М
13 0,5 -50% 13 7 3 1 М

Запрет на регрессное требование к пострадавшему пешеходу

С 1 мая 2019 года закон «Об ОСАГО» изменился и теперь несвоевременная подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя. Это должно защитить водителей, которые невнимательно относятся к срокам подачи документов.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Для начала приведу неправильный вариант толкования, которые можно встретить в средствах массовой информации. Если пешеход пострадал в ДТП или погиб, то водитель не может взыскать с него деньги за ремонт автомобиля. Еще раз подчеркиваю, это неправильный вариант.

Правильный вариант заключается в следующем. Если пешеход получил вред жизни или здоровью в ДТП, то страховая компания не может предъявить ему регрессное требование по поводу ремонта автомобиля.

То есть, если после ДТП, в котором виноват пешеход, страховая выплатила водителю деньги на ремонт автомобиля, то она не может взыскать эти деньги с пешехода или его родственников.

Однако данный пункт не запрещает самому водителю, автомобиль которого поврежден, взыскать ущерб с виновника ДТП (с пешехода). Этот вопрос рассмотрен в статье про гражданско-правовую ответственность пешехода.

Пусть произошло ДТП с участием пешехода и автомобиля. Пешеход получил травмы, а автомобиль — повреждения. При этом водитель, как и положено, застрахован по ОСАГО, а у пешехода никакой страховки нет.

В данном случае водитель не может обратиться в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков), т.к. для этого не выполняются условия. Если в ДТП пострадали люди, то прямое возмещение невозможно.

Еще по теме  Изменения в ОСАГО 2016 что принест новый год

Также водитель не может обратиться и в чужую страховую компанию, т.к. у пешехода нет страховки.

Теоретически водитель может отремонтировать автомобиль по КАСКО, однако в рамках данной статьи мы рассматриваем закон «Об ОСАГО». И КАСКО к этому закону не относится.

То есть получается, что при ДТП, в котором виноват пешеход, страховая ничего не возмещает водителю по ОСАГО. А если она ничего не возмещает, то и права регрессного требования к пешеходу у нее быть не может.

Возникает вопрос, для какой теоретической ситуации введен новый пункт 5 в статью 14? Если у Вас есть какие-то варианты, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье (ниже).

Заключение

Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО, хотя и не частое встречающееся, но очень неприятное для виновников ДТП взыскание. Страховщики даже в малом не хотят уступать  клиентам и успешно находят законные поводы, чтобы вернуть свои деньги. В таком случае зачем нужна автогражданка? Ответ прост – при соблюдении ПДД ОСАГО работает в нашу пользу.

Таким образом, на вопрос о том, положена ли денежная выплата виновнику ДТП, нет однозначного ответа. Все зависит от условий аварии, от наличия полисов ОСАГО и КАСКО, от отсутствия отягчающих обстоятельств. Больше всего шансов получить выплату у виновного участника есть в том случае, если его автомобиль застрахован по КАСКО. Однако и тут есть свои нюансы, которые могут снизить или вовсе обнулить сумму возмещения.

Автор статьи: Вера Юдина

Специалист по страхованию. Опыт работы в страховой компании – 8 лет. В настоящее время трудится страховым агентом на дому (ОСАГО, КАСКО, имущественные полисы). Наличие постоянных клиентов за долгие годы работы в сфере страхования позволяют заниматься саморазвитием и публиковать статьи в авторитетных электронных изданиях.

Автор статьи: Вера Юдина

Автор статьи: Вера Юдина недавно публиковал (посмотреть все)

Нормативная база

К основным нормативным документам, которыми руководствуются инспекторы ГИБДД при оформлении дорожно-транспортных происшествий, а также работники СК при регистрации страхового случая и определения возможности страховой выплаты виновнику ДТП, относят:

  • Правила дорожного движения — свод правил, описывающих поведение на дороге, обязанности участников движения, их действия после аварии.
  • КоАП РФ — кодекс, в котором сформулированы наказания, следующие за нарушением ПДД (глава 12).
  • ФЗ-40 об ОСАГО — в этом законодательном акте прописаны все тонкости, связанные с оформлением ОСАГО, рассмотрением страхового случая и выплатой.
  • ГК РФ — этим кодексом придется руководствоваться в случае, когда страховая компания добровольно отказывается выплатить возмещение, и гражданин направляет исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Оформляя происшествие, инспектор ГИБДД должен указать, кто именно нарушил правила, и по какому пункту. Также на месте, при необходимости, выписывается постановление о назначении административного штрафа, на основании КоАП РФ. На основании этих документов можно определить, кто является виновником в ДТП, а кто — пострадавшим.

Правовое урегулирование по возмещению причиненного ДТП ущерба в 2020 году содержится в Гражданском Кодексе (ст. 15, 1064, 1083 и 1094), Законе № 40 «Об ОСАГО» (ст. 4, определяющая гражданскую и административную ответственность перед другими участниками движения) и в Правилах страхования по КАСКО.

Степень виновности и меры компенсации пострадавшим лицам основывается на нормах Административно-Правовой базы КоАПП, в статье 12 подробно описываются все последствия для нарушившего Правила Движения водителя, здесь же можно узнать о своде правил по различным видам нарушений, меру наказаний и размер компенсации по ним.

Что касается особо серьезных последствий от действий неумелого водителя при совершении маневров на автострадах, повлекших серьезные увечья или смерть участников движения, в 2020 году рассматриваются Уголовным Законодательством России.

Пояснения

Любая дорожно-транспортная авария неизбежно ведет к понесению денежных потерь, иногда вред здоровью, жизни или личному имуществу. Исходя из правовых положений ГК РФ, у лица, понесшего материальные убытки в 2020 году есть право требования на полное возмещение ущерба с виновника ДТП.

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

Нормы закона об ОСАГО обязывают владельцев автотранспортных средств заранее упредить возможную гражданскую ответственность и заключить договор обязательного страхования. Это служит гарантией по компенсационным выплатам за нанесенный ущерб с виновника ДТП, причем пострадавший имеет право получить возмещение:

  • За испорченное личное имущество.
  • Полученное увечье, повлиявшее на трудоспособность или нормальный образ жизни.
  • За потерянную заработную плату в связи с нетрудоспособностью в результате ДТП.
  • Компенсацию затрат на погребение или потерю единственного кормильца.

Можно ли взыскать ущерб без обращения в страховую?

Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2020 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

  • Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
  • На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
  • Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.

Необходимые доказательства для взыскания ущерба с виновника ДТП в 2020 году

Как говорилось выше, регрессное требование к виновнику ДТП может быть предъявлено исключительно в судебном порядке.

Соответственно, сумма выплаченной страховой компанией возмещения может быть получена у виновника ДТП после принятия судом соответствующего решения и после его вступления в законную силу.

Как правило, судебные разбирательства по подобным делам не длятся очень долго.

Но если виновник не согласен с позицией страховой компании, он может предъявить ответ на иск, и в этом случае судебное разбирательство может затянуться.

На практике в основном страховым компаниям приходится писать заявление для возбуждения исполнительного производства с целью получения суммы долга в принудительном порядке.

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

Ниже приведен один пример из судебной практики.

Виновник был пьян, и по его вине произошло ДТП. Размер ущерба составлял 30 000 рублей. Страховая компания оплатила его потерпевшей стороне, но также предъявила исковое заявление в суд с целью получения выплаченной суммы.

Суд удовлетворил требования страховой компании. Подобных дел на практике очень много, и в этой ситуации суды всегда удовлетворяют требования страховщиков.

Но страховые компании могут воспользоваться данной возможностью далеко не во всех случаях.

Если же страховщик решил предъявить исковое заявление в суд, то виновнику желательно прибегнуть к помощи квалифицированного специалиста.

Только в этом случае можно добиться полной защиты своих прав и законных интересов, а также удачи в судебном разбирательстве.

Юридическая консультация онлайн

Ведь судебная практика гласит, что суды по подобным делам в основном удовлетворяют требования страховщиков.

Если даже суд удовлетворил исковое заявление, то опытный и квалифицированный адвокат сможет составить и предъявить апелляционную жалобу.

В общем виде поэтапная инструкция по получению ПВУ от страховщика в 2020 году выглядит следующим образом:

  1. Первый шаг: составление документации на месте аварии. Этот этап требует особого внимания со стороны потерпевшего, поскольку от правильности оформления документов напрямую зависит возможность получения выплат. Неправильно составленные бумаги часто становятся основанием для отказа в ПВУ (особенно актуально при использовании Европротокола). Также нужно тщательно проследить, чтобы факты были отражены в полной мере.
  2. Второй шаг: передача документов страховщику.После оформления ДТП, подходящего под прямое возмещение убытков по ОСАГО, водитель должен передать уведомление о происшествии, заявление о получении ПВУ и иную документацию в собственную страховую компанию. Законодательство выделяет на это 5 рабочих дней при составлении Европротокола (статья 11.1 пункт 2 ФЗ №40) и 3 года при вызове на место ДТП сотрудников ГИБДД.
  3. Третий шаг: рассмотрение документации сотрудниками СК. Предоставленные бумаги подвергнутся тщательному анализу со стороны страховщика. По завершению водитель получит заключение о соответствии аварии страховому случаю, предусматривающему возможность выплаты ПВУ.
  4. Четвёртый шаг: осмотр транспортного средства. Работники страховой компании осмотрят автомобиль и оценят тяжесть ущерба. В результате будет объявлена сумма ущерба, подлежащая возмещению. При несогласии пострадавший может заявить страховой компании необходимость проведения независимой экспертизы степени повреждений (статья 12.1 ФЗ №40).
  5. Пятый шаг: получение выплаты. Если страховой случай подходит под прямое возмещение убытков, то СК выплатит средства в течение 20 календарных дней со дня получения заявления и сопутствующих документов. Деньги можно получить в наличной или безналичной форме по желанию потерпевшего. В дальнейшем СК самостоятельно будет решать вопросы по возмещению затрат со страховой виновника.

Размер компенсационной выплаты по ПВУ определяется представителями страховой компании или независимым экспертом по результатам осмотра повреждённого автомобиля.

Пострадавший имеет право не согласиться с результатами оценки и провести повторную экспертизу. В таких случаях он может самостоятельно выбрать компанию, предоставляющую независимого эксперта, но при этом и затраты ему придётся нести самому. Впоследствии можно возместить эти расходы и сумму, которая недоплачена в результате неверной оценки, через суд.

При определении итоговой суммы прямого возмещения убытков по ОСАГО учитывается следующая информация:

  1. Регион страхования ТС. Дело в том, что каждый регион устанавливает собственные ставки на восстановительные работы.
  2. Продолжительность срока страхования. Здесь всё достаточно просто – чем длительнее срок действия договора ОСАГО, тем крупнее сумма выплаты.

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

Приятное уточнение – теперь водители могут лично определить сумму полагаемой им выплаты через официальный сайт РСА. На нём можно рассчитать:

  1. Цену запасных частей. Необходимо указать; дату расчёта, регион расположения, марку и модель автомобиля, номер требуемых к покупке деталей.
  2. Стоимость ремонтных работ. Информация, которую нужно указать, аналогична предыдущему пункту.
  3. Цену дополнительных материалов и услуг, которые могут понадобиться. Нужно вставить сведения о производителе и названии материала или компанию, представляющую сопутствующие услуги.

Разберём основные ситуации, в которых страховая компания может отказать в компенсации ущерба своему клиенту. При этом такой отказ вовсе не означает, что потерпевший не сможет получить средства, а лишь говорит о том, что СК перенаправит клиента в компанию виновника.

Перечень ситуаций, в которых СК откажет в ПВУ на основании приложения №7 к «Соглашению о ПВУ», можно представить так:

  • компания виновника уже приняла заявление по этому ДТП (по любым причинам);
  • в результате ДТП было начато судебное разбирательство (при этом неважно, по какому поводу – главное, чтобы он был связан с аварией);
  • ДТП оформили по Европротоколу, но при этом участники сомневаются в правильности составления сопутствующих бумаг;
  • в распоряжении одного из участников имеется только «Зелёная карта», при этом полис ОСАГО отсутствует;
  • инспектор не смог с уверенностью установить, кто именно является виновником происшествия.
Еще по теме  Автокредиты по двум документам — 8 предложений в 8 банках, взять кредит на авто по 2 документам под низкий процент

Если получению прямого возмещения убытков по ОСАГО от собственной страховой компании ничего не мешает, то можно смело приступать к его оформлению.

Несмотря на то, что введение безальтернативного ПВУ закрыло ряд существенных пробелов в процедуре получения компенсации, ряд проблем всё же остаётся актуален.

При оформлении прямого возмещения убытков по ОСАГО можно столкнуться со следующими трудностями:

  • сумма выплаты по ПВУ может быть на 15-25% ниже реальной;
  • страховщики часто пытаются склонить клиента при первом посещении подписать соглашение о выплате, которое фиксирует сумму возмещения и срок его выдачи;
  • любая ошибка в документах по ДТП может стать законной причиной для отказа в прямой выплате (особенно актуально, когда участники не вызвали сотрудников ГИБДД);
  • ДТП произошло без контакта между ТС, а в условиях к получению ПВУ указана формулировка «два ТС».

Разберём эти проблемы несколько подробнее.

Первая проблема – занижение выплат. Даже не взирая на то, что законодательство предусмотрело обязательность и безальтернативность выплат по страховому случаю, СК всё же могут постараться занизить сумму.

Суть проблемы кроется в том, что при использовании ПВУ проводки расчётов для страховой компании ведутся по строго фиксированным суммам, определённым Российским Союзом автостраховщиков. РСА не интересуется тем, каков размер конкретной выплаты по страховому случаю – сумма возмещения затрат для СК со стороны РСА формируется исключительно по информации о пострадавшем автомобиле и регионе, в котором произошло происшествие.

Результатом такого подхода становится то, что страховщик может как понести существенные убытки, так и ощутимо заработать на своём клиенте. Подобные возможности способствуют тому, что СК стараются занижать суммы выплат всеми доступными способами. Занижение размеров возмещений при ДТП с дорогим транспортным средством позволит покрыть затраты, а при аварии с дешёвым автомобилем – неплохо заработать на возврате от РСА.

В результате получается так, что разница в суммах между стандартным возмещением и выплатой методом ПВУ может составлять около 30%.

Вторая проблема – оформленное соглашение о выплате. Оформление такого документа – это распространённая хитрость, которой стараются пользоваться страховщики в 2020 году. Эта бумага имеет юридическую силу и устанавливает фиксированный размер выплаты при наступлении страхового случая, а также дату и порядок её получения. Если клиент согласился на подобный вариант, то он лишается возможности проведения реальной оценки ущерба при ДТП.

При наличии соглашения страховая попросту выплатит ту сумму, которая указана в документе. Конечно, эта сумма может превышать реальный ущерб, однако такое происходит крайне редко. Пострадавший может оспорить это соглашение в судебном порядке, однако практика показывает, что подобные дела редко решаются в пользу заявителя.

Третья проблема – отсутствие непосредственного контакта между автомобилями. Закон гласит, что одним из условий выплаты ПВУ является участие в ДТП двух транспортных средств. Это означает, что автомобили обязательно должны столкнуться. В противном случае на прямое возмещение рассчитывать не придётся.

Нюансы

Закон не позволяет страховщикам самостоятельно изменять КБМ. Если подобное произошло, и действия организации не обоснованы, можно направить жалобу. Она подается в правоохранительные органы. Однако нужно понимать, когда действия организации правомерные. В этой ситуации добиться изменения повышающего коэффициента не удастся. Закон позволяет организации увеличить цену ОСАГО, если:

  • гражданин скрылся с места происшествия;
  • раннее лицо пренебрегало правилами и ездило без страховки;
  • были предоставлены ложные данные об особенностях  ДТП;
  • в момент аварии лицо находилось под действием алкоголя или наркотических веществ;
  • авария была допущена умышленно.

Если доказано, что гражданин не является виновником происшествия, КБМ остаётся на прежнем уровне. В случае продления полиса на следующий год, должна быть предоставлена скидка.

Вопрос Ответ
Когда меняется повышающий коэффициент ОСАГО в 2020 году? При продлении страховки.
Повысится ли КБМ, если водитель не виновен в происшествии? Нет, показатель сохранится на прежнем уровне.
Как избежать повышения КБМ? Соблюдать ПДД и стараться не попадать в аварии.
Что делать, если коэффициент ОСАГО повысили ошибочно? Обратиться в предыдущую компанию и получить справку или самостоятельно проверить базу РСА. Затем данные предоставляются новому страховщику. Если он отказывается менять коэффициент, можно инициировать судебное разбирательство. Альтернативой выступает направление жалобы в уполномоченный орган.

Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2020 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:

  • Все основания имеют законный характер.
  • Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
  • Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.

А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:

  • Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
  • Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.

Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.

Автор статьи: Вячеслав Кирсанов

Автоюрист. Имеет свой адвокатский кабинет, специализируется на вопросах, касающихся дорожно-транспортных происшествий, защищает клиентов в случае составления протоколов сотрудниками ГИБДД. Специалист в правилах поведения с сотрудником ДПС, нюансах составления протокола и неотъемлемых правах водителя.

Автор статьи: Вячеслав Кирсанов

Автор статьи: Вячеслав Кирсанов недавно публиковал (посмотреть все)

Предлагаем ознакомиться с ключевыми нюансами процедуры получения прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2020 году:

  1. Прямое возмещение убытков по ОСАГО – это выплата страхового возмещения пострадавшему лицу от той СК, в которой он застрахован.
  2. Отличие ПВУ от стандартной страховой выплаты заключается в том, что при классическом варианте пострадавший обращается к страховщику виновника, а при прямом возмещении – к своей компании.
  3. Для получения ПВУ необходимо выполнить ряд условий.
  4. Инструкция по получению ПВУ проста – оформление документации на месте аварии, передача её с заявлением страховщику, оценка бумаг и степени повреждений, получение выплаты.
  5. Заявление на возмещение можно составить самостоятельно, однако всё же рекомендуется пользоваться актуальными стандартными формами.
  6. При необходимости интересы потерпевшего перед страховщиком может представлять адвокат, имеющий на то соответствующую доверенность.

К сожалению, все чаще и чаще случаются ситуации, когда при оформлении дорожного происшествия полис ОСАГО виновного участника оказывается недействительным, или его ответственность не застрахована в принципе. Административный штраф за такую оплошность невелик (800 руб., согласно ст.12.37 КоАП РФ), но в таком случае у невиновного водителя возникает большая проблема, как возместить причиненный ему ущерб. ФЗ-40 «Об ОСАГО» не регламентирует такую ситуацию, т.е. здесь следует руководствоваться ГК РФ и обращаться напрямую к виновнику, а после — в суд.

Если в случае аварии был причинен вред здоровью потерпевшему, а причинитель вреда не имеет полиса ОСАГО, или скрылся и не был найден, то в этой ситуации закон на стороне пострадавших. Компенсационную выплату они могут получить в РСА, подав соответствующий комплект документов.

Пошаговая инструкция осуществления прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2020 году

Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.

В 2020 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:

  • Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
  • Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
  • Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.

Если виновник ДТП не собственник

Если при оформлении ДТП будет выявлено, что автомобилем управлял не собственник, но у виновного есть для этого законные основания, например:

  • Владелец транспорта внес его в полис ОСАГО.
  • Передал авто в управление по договору лизинга или долгосрочной аренды.

В таком случае вся ответственность по возмещению ущерба ложится именно на виновника дорожного происшествия.

Учетом износа

Законом об ОСАГО в новой редакции, закреплено, что страховщик не будет выдавать наличных средств на восстановление авто потерпевшему, а направит на ремонтные работы. Их стоимость устанавливается исходя из степени износа поврежденных компонентов автомобиля и не может превышать 400 тыс. руб.  Причем, чем старше автомобиль, тем меньше страховщик выделит средств на ремонт (ст. 12 Закона об САГО).

Пострадавший собственник имеет право в судебном порядке взыскать сумму переплаты. Для этого потребуются справки от страховщика о выделении средств на ремонт и бригадира сервисного центра о действительной стоимости полного восстановления авто.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 10 03. 2017 г. № 6-П).

Оцените статью
Авто Страховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.