Почему в ОСАГО уменьшаются выплаты

ОСАГО онлайн

Возможный объем требований компенсации

Компания, с которой клиент заключил договор о составлении полиса ОСАГО, должна при наступлении тех или иных случаев выплатить ему компенсацию. Она может доходить до 400 тысяч рублей. Именно на такой объем финансовой помощи может надеяться субъект при наступлении страхового случае, когда был причинен ущерб жизни и здоровью, а также были нанесены какие-либо повреждения автомобилям.

Возможные страховые случаи Объем компенсации
При причинении ущерба жизни и здоровью нескольким пострадавшим 240 тысяч рублей
При причинении ущерба жизни и здоровью лишь одного человека 160 тысяч рублей
При нанесении вреда имуществу нескольких человек 160 тысяч рублей
При нанесении вреда имуществу лишь одного человека 120 тысяч рублей

Очень важно также обратить внимание на некоторые факторы, влияющие на принцип осуществления выплат по полису ОСАГО страховой компанией. К примеру, сумма компенсации зависит от износа деталей транспортного средства. Он в свою очередь определяется посредством анализа года выпуска автомобиля, а также его пробега.

Он напрямую будет влиять на сумму полученной финансовой помощи от страховщика.

Для определения того, какие повреждения получила машина в результате страхового случае, а какие обрела в процессе своей эксплуатации, может только лишь квалифицированный опытный эксперт после диагностики всех имеющихся повреждений.

Почему у меня изменился КБМ, если не было ДТП?

Нет. Но сначала давайте выясним, что же это такое – КБМ!

Это коэффициент бонус-малус, который применяется при расчёте полиса ОСАГО при покупке его на автомобиль. То есть при определении стоимости страховки сначала берётся базовый тариф, который страховая компания устанавливает самостоятельно, но в пределах установленного законом коридора от 2 746 до4 942 рублей для легковых автомобилей физических лиц в России.

Далее при расчёте эта фиксированная сумма умножается поочерёдно на определённые коэффициенты. По состоянию на 2020 год из всего 7:

  1. коэффициент региона регистрации в России,
  2. КБМ – в зависимости от наличия страхового случая,
  3. ограниченного или неограниченного по водителям ОСАГО,
  4. возраста и стажа,
  5. мощности машины,
  6. сезонности эксплуатации авто,
  7. срока страхования.

Все они применяются поочерёдно в таком же порядке, как представлено в списке выше. То есть берём, к примеру, базовый тариф 4 000 рублей, и, если владелец машины проживает в Москве, то получаем коэффициент 2 – то есть стоимость в расчёте увеличивается в 2 раза – до 8 тысяч. Далее, например, человек ни разу не попадал в ДТП в течение последних 8 лет, то далее применяется КБМ 0,6 – то есть 8 000 умножаем на 0,6 и получаем 4 800 рублей. И так до последнего коэффициента.

Но в любом случае итоговая цена страховки ОСАГО не должна превышать в 3 раза базовый тариф.

Таким образом, КБМ – это зависимость стоимости полиса от количества страховых случаев. Его текущее значение хранится в базе данных РСА (Российского союза автостраховщиков), и запрашивается сотрудниками страховых каждый раз, когда они рассчитывают стоимость вашего полиса.

Многие автолюбители в обиходе называют этот коэффициент «безаварийной скидкой», что в целом не совсем верно, потому что:

  • КБМ не зависит напрямую от ДТП,
  • здесь может быть не только скидка, но и повышение стоимости, если вы часто попадаете в аварии и оказываетесь в них виновником.

Итак, КБМ после дорожного происшествия изменяется не всегда, а только при следующих условиях:

  • вы признаны виновником в аварии,
  • по результату ДТП потерпевшая сторона обратилась за страховым возмещением – то есть КБМ не меняется от простого наличия аварии, должен быть именно страховой случай – то есть выплата или направление на ремонт; проще говоря, страховая организация должна потерпеть убыток.

Такое, к сожалению, иногда происходит, нередко по вине страховщиков или (реже) базы РСА.

Самый распространённый случай – это когда страховщик не вносит действующий КБМ в базу данных, и тот обнуляется, то есть сбрасывается до единицы (см. таблицу выше).

В этом случае нужно писать заявление этому страховщику, а в случае отрицательного ответа – в РСА и подать жалобу в Центробанк.

Но есть и ещё одна причина – вы поменяли водительское удостоверение и не сообщили в страховую его новые серию и номер. Подробнее о том, что делать, если вы не попадали в ДТП в последние года, а коэффициент изменился – повысился, мы писали в специальной статье об этом.

Какие действия лучше не совершать

Для того чтобы страховая компания не занизила выплату по полису ОСАГО, нужно полностью следовать установленным правилам действий после наступления определенного страхового случая.

Еще по теме  Электронный полис ОСАГО как предъявить ГИБДД. Как выглядит электронный полис

Существуют следующие действия, которые могут повлиять на то, что произойдет недоплата компенсации:

  1. Устранение повреждений до страхового осмотра и диагностики автомобиля. Даже в тех случаях, когда владелец транспортного средства полностью осуществит фото- и видеофиксацию повреждений, а также проведет собственный независимый ремонт на СТО, страховщик будет в праве не принять все полученные таким образом данные. Теоретически в подобных ситуациях компания должна идти на уступки, так как водителю может понадобится автомобиль в срочном порядке после ДТП. При этом на практике получается так, что страховщики всю сумму не выплачивают, или же вовсе отказываются от предоставления помощи, так как другой субъект договора нарушил установленные Правила.
  2. Также ни в коем случае не стоит доверять страховому эксперту. Это обусловлено тем, что он работает на компанию, с которой был заключен полис ОСАГО. Вследствие этого данный специалист зачастую будет работать в интересах собственного работодателя.
  3. Не нужно выбрасывать результаты независимой экспертизы, акта осмотра транспортного средства, а также платежную информацию даже после ремонта автомобиля. Они могут в некоторых случаях пригодиться для отстаивания собственных интересов, если через некоторое время после аварии окажется, что были первоначально не обнаружены определенные неисправности.

Почему в ОСАГО уменьшаются выплаты

Если остерегаться осуществления всех вышеперечисленных случаев, существует возможность получения полной объективно определенной суммы компенсации.

Также не стоит его проводить в тех случаях, пока не было достигнуто соглашение сторон по поводу того, какая должна быть сумма финансовой помощи.

Если водитель считается, что компания не доплатила, он может организовать повторное обследование транспортного средства, после чего будет составлен новый акт о страховом случае. Такие действия будут иметь смысл лишь тогда, когда еще не был проведен ремонт машины.

Если я не виноват(а)?

Тогда КБМ для вас не вырастет и никак не изменится. Дело в том, что этот коэффициент призван мотивировать автовладельцев соблюдать ПДД, меньше попадая в аварии. То есть если вы часто оказываетесь виновником в ДТП, то страховка для вас дорожает.

Если же вы ни в чём не виновны, то и ОСАГО для вас не должно поменять. Логично? Вполне!

В этом случа вне зависимости от степени виновности в ДТП бонус-малус повысится для всех его участников. Увы, но даже возрастания КБМ на меньшие значения в зависимости от степени обоюдной вины каждого участника не предусматривается. Даже если вы виновны всего на 1%, КБМ изменится одинаково, как и для виновника на 99%.

Законные причины занижение уровня выплат

Если страховая компания насчитала слишком маленькую сумму по полису ОСАГО, в некоторых случаях для этого у нее могут быть вполне законные основания.

Чаще всего это касается следующих причин:

  1. Исключение некоторых повреждений из итоговой суммы составленной сметы. Чаще всего это касается лакокрасочных покрытий транспортного средства. В большинстве случаев компания не платит за это, если вред составляет более 25 процентов всей площади машины или же присутствуют коррозийные явления. В подобных ситуациях эксперты делают вывод, что повреждения появились на протяжении длительного периода времени, а не непосредственно самого ДТП.
  2. Износ определенных деталей, требующий их замены. Страховка чаще всего не покрывает таких расходов, так как они происходят на протяжении значительного срока, а не в процессе аварии. На законодательном уровне подобные вопросы еще до конца не урегулированы. Поэтому у каждого владельца ТС остается право оспорить ту сумму, которую насчитала страховая компания. При этом суд далеко не всегда станет на сторону истца.
  3. Расчет объема возмещений без учета утери товарной стоимости. В соответствии с постановлением ПВС страховщик не имеет права убирать УТС из окончательной суммы выплаты. Именно поэтому малая компенсация по подобной причины всегда становится объектом разбирательств в суде.

Для первого случая необходимы определенные условия, такие как отсутствия пострадавших людей, ограниченный объем ущерба 50 тысячами рублей, участие не более 2 ТС, наличие полиса ОСАГА у всех субъектов аварии, а также полное согласие сторон по поводу происшествия.

При этом любая ошибка в протоколе, оформленного самостоятельно может стать причиной того, чтобы страховая компания перечислила сумму ниже ожидаемой. К тому же существует риск того, что вовсе не будут учтены требования заявителей. Как самостоятельно оформить ДТП читайте по ссылке.

Что касается сотрудников ДПС, то они нередко заполняют документы очень небрежно и быстро. Несмотря на то, что они берут ответственность за оформление ДТП на себя, наличие ошибок – это типичная ситуация. Поэтому очень важно их действия проверять, а все повреждения фиксировать на фото и видео.

В итоге, почему выплачивает страховая компания заниженные компенсации, вполне объяснимо. Поэтому к этому нужно быть готовым.

Еще по теме  Как делается независимая экспертиза после ДТП

Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?

Итак, теперь мы знаем, что безаварийная скидка вырастет только в том случае, если вы виновник ДТП, а потерпевший обращался в страховую и получил возмещение по ОСАГО.

Страховщики же (если быть точнее, то Центробанк) уже давно всё рассчитали и придумали фиксированную таблицу изменения КБМ в зависимости от страховых случаев. Она менялась в последний раз в апреле 2019 года и на сегодняшний день выглядит нижеследующим образом.

Посмотрите внимательно:

  • цветом выделен непосредственно сам КБМ – то есть его значение при покупке полиса ОСАГО,
  • красным выделены значения коэффициента, когда они увеличивают стоимость страховки,
  • синим – изначальный КБМ, если вы ранее не страховались, или у вас был перерыв более года (когда он обнуляется),
  • а зелёным – значения коэффициента, когда они снижают стоимость страховки,
  • все столбцы правее первого – это количество ДТП в страховом периоде и как они увеличивают значение на следующий год.
Таблица КБМ после ДТП
Коэффициент КБМ на период Коэффициент КБМ
0 ДТП 1 ДТП 2 ДТП 3 ДТП Более 3 ДТП
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Таким образом, чем больше ДТП, в которые вы попадали и оказывались виновником и где потерпевший обращался за возмещением, тем выше будет значение КБМ.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Особенности проведения независимой экспертизы

В настоящее время независимая экспертиза, поведенная по инициативе водителя, невозможна. Страховщик самостоятельно выбирает экспертную организацию, по результатам которой проводить соответствующую калькуляцию.

Владелец ТС может провести осмотр автомобиля с собственным специалистом лишь тогда, когда компания не уложилась в выполнение данной работы в пятидневный срок. На самом деле, такой процесс может быть проведен в любое время, но его результаты не будут принимать в счет страховщиком.

Оно требуется лишь тогда, когда возникают спорные вопросы по поводу перечню повреждений и их степени.

Почему в ОСАГО уменьшаются выплаты

В большинстве случаев экспертиза по инициативе водителя поводиться после того, как страховщики заплатили маленькую сумму. В данном случае мнение независимого эксперта может стать основанием для досудебного и судебного разбирательства. В иных ситуациях просто нет непосредственно самого предмета спора.

Примеры расчёта

Теперь давайте рассмотрим несколько примеров, на сколько изменится: вырастет или снизится КБМ при определённых количествах происшествий либо их полном отсутствии в течение определённого периода.

2 ДТП за год

То есть если вы впервые застраховались, то начальный КБМ у вас равен единице. Затем, так как вы попали в 2 ДТП, мы смотрим вправо от текущей колонки в этой же строке таблицы и получаем коэффициент 2,45.

Если рассчитать по реальной стоимости полиса в качестве примера, то, если у вас в первый год ОСАГО стоило, к примеру, 5 000 рублей, то после 2 аварий цена вырастет приблизительно до 9 тысяч при прочих равных условиях.

Данный пример немного сложнее. Здесь каждый год фактически КБМ снижается на 0,05:

  • в самый первый год страхования он составляет единицу,
  • далее через год, так как вы не попадали в ДТП, КБМ становится 0,95 (то есть спускаемся на одну строку ниже по таблице),
  • затем каждый следующий год также спускаемся ниже на строку и доходим до конца таблицы на 11-й год страхования по ОСАГО – здесь мы достигли максимальной скидки 50% коэффициента (только не путайте с конечной стоимостью полиса, так как после КБМ применяются ещё и другие коэффициенты),
  • и каждый следующий год после 11-го КБМ уже снижаться перестанет и будет всегда 0,5, если вы не попадаете в аварии.

Но обратите внимание по таблице – даже в случае максимально низкого бонус-малуса вы попадёте за год в 2 ДТП, то он вернётся снова к единице, а если более чем в 3 аварии, то вообще составит максимальную планку – 2,45.

Защита собственных прав в судебном порядке

Компания, если выплатила меньше стоимости ремонта, может ожидать от владельца транспортного средства досудебной претензии или же обращения в суд. Многим водителям кажется, что крупные предприятия не пойдут на урегулирования спорной ситуации без суда, вследствие чего пренебрегают этим.

Юристы же настаивают, что так поступать не стоит. Досудебная претензия может стать во время судебного разбирательства фактором, укрепляющим позиции владельца ТС.

Если водителю автомобиля выплатили заниженную сумму по полису ОСАГО, ему нужно вместе с собственным юристом создать правильную досудебную претензию в адрес страховщика. В ней следует указать, в чем заключаются разногласия, аргументировав свою точку зрения с законодательной и финансовой стороны.

Обязательно в досудебной претензии стоит указать, что в случае невыполнения требований компания будет вынуждена защищаться в суде. Если ей это не удастся сделать, всю сумму, которая она недоплатила, вместе с компенсацией по судебному решению, ей придется выплатит клиенту, подавшему иск.

В обязательном порядке досудебная претензия должна быть подкреплена соответствующими документами.

Еще по теме  Коэффициент мощности ОСАГО в 2020 году

Среди них стоит выделить такие:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • страховой полис, действующий на момент аварии;
  • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство;
  • справка о дорожно-транспортном происшествии по форме 708;
  • заключение эксперта по поводу характера и объема повреждений автомобиля.

Чтобы страховщики заплатили полную компенсацию, следует отправить пакет документов вместе с досудебной претензией заказным письмом. При этом важно запросить уведомление о вручении и опись вложения.

Почему в ОСАГО уменьшаются выплаты

Дополнительно можно подать жалобы в РСА и ФССН. Они не повлияют на восстановление справедливости, но помогут ускорить активизацию работу страховой компании. Ответа нужно ожидать в течение 5 рабочих дней. Если страховщика не устраивает изложенное в претензии, дойти до какого-либо соглашения мирным путем не удастся.

Ожидать после досудебной претензии, прежде чем подать иск в суд, можно длительное время. Но при этом слишком долго ждать не стоит, так как судья может рассмотреть в этом какой-либо корыстный мотив. Это обусловлено тем, что каждый день неуплаты для компании страховщика может обернуть 1 дополнительным процентом к сумме, которую он заплатит в итоге.

Обращение в суд

Досудебная претензия может быть одобрена страховой компанией в полной объеме или же частично. При этом в большинстве случаев водитель автомобиля получает отказ или же вовсе игнорирование своей жалобы. У многих владельцев транспортных средств закономерно возникает вопрос о том, что делать в таком случае.

Ответ очевиден – обращаться с иском в суд. Смысл в этом во многих случаях, если страховщики существенно недоплатили, действительно есть.

Если водитель транспортного средства действительно окажется прав в судебном разбирательстве, он, кроме правильной суммы (к примеру 100 тысяч рублей) может получить компенсацию такого рода:

  1. По факту того, что страховщики занизили сумму компенсации – 50 тысяч рублей.
  2. По факту длительности невыплаты – пеня в размере 1% за каждый день. Если решение суда была получено спустя 2 месяца, водитель дополнительно получит 60 тысяч рублей.
  3. По факту морального ущерба – 5 тысяч рублей.

Если маленькая выплата КАСКО не устраивает владельца ТС, ему нужно обратиться в суд со следующими документами:

  • извещение о ДТП;
  • протокол об АП;
  • постановление по АП;
  • доверенность на ведение дела;
  • иные документы (показания свидетелей, договор об независимой экспертизе, квитанции платежей и т.д.).

Если Росгосстрах выплатил, как наиболее популярная компания, малую компенсацию, водитель может обратиться за помощью в мировой или районный суд. Чаще всего нужно выбирать именно первый вариант.

Для того чтобы в итоге хватило выплаты, следует правильно составить исковое заявление. Для этого его нужно составлять с квалифицированным юристом. Заниженная компенсация в таком случае по решению суда не произойдет, если владелец транспортного средства не нарушил Правила. На которые подписался.

Можно ли избежать повышения?

Практически и по закону, кроме как не попадать в ДТП, нет. Но постойте… Выше мы говорили влияние вовсе не самой аварии, а именно страхового случая на изменение КБМ. Получается, что избежать повышения бонуса-малуса, не должно быть именно возмещения. А его не будет только в том случае, если потерпевший не обратится за выплатой по ОСАГО.

Таким образом, при попадании в ДТП вам следует оценить, насколько вырастет стоимость вашего полиса от этого происшествия и насколько велики повреждения автомобиля. Быть может, проще дешевле будет возместить ущерб самостоятельно, если речь идёт о паре тысяч рублей. Только не забудьте взять в этом случае расписку о таком возмещении, чтобы в случае, если потерпевший решит получить двойную выгоду, обратившись ещё и по ОСАГО, вы смогли доказать прямое возмещение и аннулировать такое обращение.

Заключение

Перед тем, как получить калькуляцию и выплату страховой суммы, водитель автомобиля по сути не может предпринять никаких действий для защиты собственных прав. Лишь после возмущение ущерба, у него появляются возможности инициирования досудебного и судебного разбирательства на основании собственной независимой экспертизы.

Добиться того, чтобы в итоге страховщики доплатили определенную сумму средств, вполне реально. Но при этом стоит понимать, что ни в коем случае не нужно нарушать Правила полиса. К тому же любой судебный процесс займет определенный период времени, к чему нужно быть готовым.

Оцените статью
Авто Страховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.