Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

ОСАГО онлайн

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

«Обоюдная вина»: раскрываем суть фразы

При обоюдной вине (в простонародье – обоюдке) виновниками происшествия признаются все участники аварии. Сотрудники страховых компаний и ГИБДД обозначают ДТП такой характеристикой, когда каждый участник происшествия в определенной степени нарушил ПДД.

В случае аварии развиваются три ситуации:

  1. Происшествие стало последствием нарушения ПДД одним из участников движения. Результат очевиден, а поэтому рассчитывать на возмещение ущерба может исключительно потерпевшая сторона (по ОСАГО);
  2. Инспекторы ГИБДД выносят постановление относительно прекращения производства. Причина остановки дела – невозможность установить картину происшествия вследствие противоречий в показаниях участников. Если обоюдное согласие не достигнуто, последующее установление виновников ДТП переносится в суд, где окончательное решение принимает уже судья;
  3. Если нарушителями ПДД и виновниками аварии признаны оба участника, то каждый из водителей авто (участник происшествия) получает протокол, а также соответствующее постановление, указывающее на административное нарушение.

После того, как выяснили, что такое обоюдная вина, стоит понимать, кто платит по счетам.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Оформление аварии

Теперь стоит разобраться, при обоюдном кому выплачивают страховая компания, и в каком размере.

Поскольку законодательство РФ не помогает в решении задач, связанных с обоюдной виной при аварии, страховщики следуют определенным путем:

  1. Осуществляют выплату каждому участнику аварии, являющемуся виновником ДТП, в размере 50% от понесенного ущерба. Как показывает судебная практика, именно такие решения играют ключевую роль. Основой решения суда является норма ГК РФ, согласно которой при отсутствии возможности установить степень вины собственника транспорта, она устанавливается равной для каждого участника ДТП;
  2. Страховщики отказывают клиентам в выплате компенсации, аргументируя решение практической невозможностью установления виновника происшествия. Однако подобные решения страховых компаний являются неправомерными, и уполномоченные специалисты знают об этом, надеясь, что клиент не отправится с иском в суд.

Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, компенсационные выплаты обеим сторонам происшествия обязаны осуществляться страховщиками соответственно доле вины в аварии. В теории подобное требование бесспорно, но в действительности установить меру вины каждого участника происшествия, после чего доказать это суду весьма непросто. Зачастую суд идет простейшим путем, в результате чего присуждает участникам аварии равные части возмещения.

Каждому водителю, интересующемуся, как выплачивается страховка, важно знать: при вовлечении высококвалифицированных адвокатов удается добиться иного решения, и получить компенсацию в размере 80% или даже 90% (другая сторона происшествия при обоюдной вине получает соответственно 20% или 10%). В реалиях решение бороться до победного конца принимается редкими водителями, даже если степень вины в ДТП очевидно меньше.

Разумеется, подобное поведение страховщика с пострадавшими в результате своих действий водителями обосновано тем, что сотрудники компании не желают взаимодействовать с судами.

Для примера:

  • Ущерб автотранспорта водителя А. А. составил 50 000 рублей, тогда как водитель Б. Б. понес потери в размере 100 000 рублей;
  • При обоюдной вине страховая компания выплачивает деньги в размере 25 000 и 50 000 рублей соответственно.

В худшем случае суд не имеет возможности установить вину одного из участников происшествия, либо не может охарактеризовать ситуацию как обоюдная вина. Обстоятельства аварии делают невозможными выводы относительно случившегося при отсутствии обоюдного согласия между водителями и свидетелями ДТП. Такая ситуация будет означать для водителей, ставших виновниками аварии, что они не получат выплаты по полису ОСАГО. Вот почему рекомендуется оформлять полисы ОСАГО и КАСКО.

Преимущества покупки обоих полисов:

  • Экономия времени;
  • Скидка при оформлении ОСАГО и КАСКО в одной компании;
  • Проблемы с одновременной покупкой ОСАГО в большинстве случаев не возникают при имущественном страховании.

Выбирая страховщика для приобретения страхового полиса, следует руководствоваться репутацией конкретной организации.

Для того чтобы избежать неприятных прецедентов со страховой компанией, проинформируйтесь о возможных причинах отказа:

  • Один из виновников ДТП не указан в полисе ОСАГО;
  • Виновный скрылся с места происшествия;
  • На момент происшествия участник находится под воздействием алкоголя;
  • Решение суда обжаловано другой страховой компанией или одним из виновников происшествия.

Зная о возможных аргументах страховщика не в вашу пользу, вы можете подготовиться и защититься на каждый из перечисленных случаев.

Оформление дорожного происшествия, в котором виноваты оба водителя, осуществляется стандартным образом, с участием сотрудников ГИБДД.

Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

  1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
  2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров. Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
  3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
  4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
  5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
  6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
  7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
  8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой (идеальным вариантом окажется видеозапись). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
  9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
  10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
  11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
  12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.
Еще по теме  Автогражданская безответственность. Что делать, если у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО?

В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

  • Схему ДТП;
  • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
  • Справку о происшествии.

Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

Стоит уделить немного внимания Европротоколу, которого может не оказаться у виновника происшествия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняем: Европротоколом называется специальная форма Извещения относительно дорожно-транспортного происшествия, заполняемая участниками аварии.

Документ подтверждает право одного из участников ДТП на выплату со стороны страховщика по ОСАГО. Также протокол характеризуется как система, с помощью которой удается оформить документы о ДТП без привлечения ГИБДД.

Как правильно составить Европротокол читайте здесь

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2020 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей. Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, 50 на 50.

При отсутствии пострадавших граждан, если ущерб причинен машине, участнику ДТП, для получения возмещения, следует направиться в страховую, где покупался полис ОСАГО.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Обоюдная вина при ДТП: что это значит

Обоюдная вина граждан подразумевает оформление протоколов о совершении административного проступка в отношении нескольких лиц, участвовавших в ДТП. В таком происшествии потерпевшая сторона отсутствует. Каждый участник аварии является виновным в определенной степени из-за нарушения ПДД.

Если работник ГИБДД установит, что каждый гражданин, попавший в аварию, нарушал ПДД, то степень виновности для всех будет одинаковой. Выяснять размер вины каждого участника аварии может только суд. Водителю, который хочет установить степень виновности, следует оформить исковое требование в судебную инстанцию. Отвечающими сторонами будут страховая организация и другие участники ДТП.

На дорогах встречаются случаи, когда оба водителя нарушили ПДД. При этом инициатором аварии выступил один из них. К примеру, перед пешеходным переходом остановился водитель, находящийся за рулем авто в состоянии алкогольного опьянения. В него врезалась другая машина. Виновным в аварии будет признан водитель автомобиля, который въехал в авто нетрезвого гражданина. Последний не мог стать виновником столкновения в данной ситуации.

Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

Термин «обоюдная вина» нигде не прописан, им могут обозначить случившееся только инспекторы ГИБД, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров.

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так. Поскольку после, в момент административного разбора, получится что не оба виноваты, а только один.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.
Еще по теме  Как продлить полис ОСАГО через интернет

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

В подобных случаях причастность второй стороны также устанавливается. Но из-за некоторых обстоятельств дела, а именно косвенного отношения водителя к происшествию, его вина будет меньше. Следовательно, суд вправе поставить степень вины 80 на 20%. Следовательно, водитель BMW виновен на 80%, а ВАЗа на 20%.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

Процедура оформления ДТП при обоюдной вине водителей не отличается от аварии с виновным и потерпевшим. Вызов работников ГИБДД является обязательным. Порядок действий при ДТП зафиксирован в договоре на ОСАГО. Водителям стоит сохранить самообладание и приступить к действиям, предусмотренным ПДД для таких ситуаций:

  1. Заглушить мотор автомобиля сразу после ДТП.
  2. Включить аварийные сигналы и установить знаки аварийной остановки. Если столкновение случилось в пределах населенного пункта, то знаки устанавливаются на расстоянии не ближе 15 м от машины. В случае аварии на загородной трассе знаки устанавливаются не ближе, чем 30 м от автомобилей. Установка знаков осуществляется для того, чтобы предупредить прочих участников движения о наличии неподвижной преграды на дороге. За несоблюдение порядка аварийной остановки на лиц, попавших в ДТП, будет оформлено постановление о совершении административного проступка. Нарушителю придется уплатить дополнительный штраф в размере 1 тыс. руб.
  3. Детали, отколовшиеся от авто и прочих объектов в результате ДТП, трогать руками и перемещать запрещается.
  4. При наличии пострадавших лиц им должна быть оказана первая помощь. Если урон здоровью серьезный, то надо звонить в скорую.
  5. Связаться с работниками ГИБДД и сообщить об аварии.
  6. Узнать персональную информацию о другом водителе. Необходимо выяснить его ФИО, сделать фото удостоверения водителя, бланка ОСАГО, техпаспорта.
  7. Сообщить своему страховщику о возникновении инцидента с 2-мя виновными. Сотрудник страховой попросит сообщить место аварии и ее время. Также он может дать рекомендации по дальнейшим действиям. При необходимости на место ДТП приедет работник страховой.
  8. Сделать фото- либо видеосъемку случившегося. На камеру необходимо зафиксировать:
  • местоположение автомобилей после ДТП по отношению друг к другу, дорожным знакам и разметке, окружающим объектам (номера и названия улиц, магазинные вывески и прочее);
  • госномера всех авто, участвующих в ДТП;
  • обломки, оставшиеся на дороге и прилегающем участке в результате аварии;
  • путь торможения каждого автомобиля;
  • местность, где произошло ДТП.
  1. Нарисовать схему аварии вместе с другим участником и заверить ее подписями.
  • Если обустроить объезд места столкновения проблематично, то следует расчистить дорогу. Но сделать это можно после того, как составлена схема и проведена детальная фото- и видеосъемка.
  • Найти лиц, кому пришлось стать свидетелями происшествия. Следует узнать их ФИО и номер мобильного для связи. Попросить их дождаться работников ГИБДД для дачи показаний и пригласить на суд.
  • Ждать работников ГИБДД и участвовать в формировании документации на ДТП.
Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП.

Такая последовательность действий поможет гражданам выполнить требования закона о ПДД и избежать штрафа за его нарушение.

Иномарка

Оформление аварии, в которой пострадали и признаны виновными обе стороны, оформляют по стандартной процедуре с вызовом представителя ГИБДД. Порядок действий при обоюдной вине в ДТП следующий:

  1. Водители останавливают транспортные средства и, по возможности, включают аварийку.
  2. Выставляется знак аварийной остановки на расстоянии за 15-30 м от поврежденного автомобиля (в населенном пункте расстояние меньше, на трассе знак ставят дальше).
  3. Нельзя трогать и передвигать предметы, которые имеют отношение в ДТП.Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО
  4. Пострадавшим при необходимости оказывают первую медицинскую помощь. Далее вызывают скорую и представителя ГИБДД. Связываются со своей страховой компанией, извещая о ДТП, получают консультацию о дальнейших действиях.
  5. В процессе ожидания собирают максимум информации, которая позволит затем доказать свою позицию перед страховщиком. Место аварии и пострадавшие транспортные средства фотографируют. У второго виновного водителя берут контактные данные и фотографируют права, паспорт машины, страховой полис. Данный этап особенно важен, если впоследствии придется отстаивать свои интересы в суде. В качестве документальных доказательств могут использоваться фотоснимки или запись видео.
  6. Отдельное внимание при съемке обращают на следующие детали: расположение одного автомобиля относительно другого, на фоне дорожных знаков, разметки, указателей, других предметов, имеющих отношение к дорожной инфраструктуре и опознанию конкретного места, тормозной путь обоих авто и др.
  7. Правильно определить виновность позволит составленная и подписанная совместно со вторым участником схема ДТП.
  8. Если машины мешают транспортному потоку, проезжая часть освобождается, сразу после подписания схемы ДТП и съемки места события.
  9. Желательно найти свидетелей, записать их контактную информацию, попросить дать показания в присутствии представителей Госавтоинспекции, обсудить возможность дачи показаний на суде.
  10. По приезду инспектора ГАИ водители активно участвуют в составлении документов: схемы происшествия, протоколах о правонарушениях (при обоюдной вине – на двоих водителей), иных бумаг.
  11. Полученные от инспектора документы, вместе с документами водителя и на автомобиль передают в СК вместе с заявлением о наступлении страхового случая. Перед передачей пакета бумаг рекомендуется сделать нотариально заверенные копии.
  12. При несогласии с равным распределением вины, готовят иск об определении степени виновности. В таком случае выплата будет определена по указанию суда, а страховщик получит предписание организовать получение страхового возмещения.

Результат определения степени виновности на суде во многом зависит от правильного оформления документов и полноты представленных доказательств. Если возникли сомнения в справедливости определения виновного, следует тщательно контролировать вносимую инспектором информацию о ДТП, в том числе при составлении схемы аварии, детальном описании полученных повреждений и др.

Нужно учитывать, что судебное решение распространяется и на определение степени вины, и на определение виновника ДТП. В случае если судья посчитает невозможным выявить виновника вообще, права на компенсацию по ОСАГО аннулируются, так как не соблюдается главный принцип автогражданки – получение возмещения только невиновной стороной.

Теперь мы разобрались, если обоюдка, будет ли выплата. Законодательство прямо устанавливает возможность компенсации при наличии одновременно условий невиновности и вины участника аварии.

Что в итоге?

После того как вы разобрались, что значит «обоюдная вина» и каковы ее последствия, стоит подвести итог. Если будет возможность оформить обоюдную вину с равной компенсацией ущерба, страховая компания непременно воспользуется этим и предоставит выплаты обоим участникам ДТП в размере 50%.

Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

Если в результате ДТП определена обоюдная вина граждан, то страховщик компенсирует половину урона. Деньги выплачиваются в равных долях. Для того, чтобы доказать иное, заинтересованному лицу потребуется обратиться в суд и предъявить неоспоримые доказательства ничтожности своей вины.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

В связи с тем, что на законодательном уровне проблема обоюдной виновности не рассматривается, страховщики используют следующие правила выплат по страховке ОСАГО:

  1. Выплата, положенная при наступлении страхового случая, делится на равные части между лицами, признанными виновными в столкновении. В связи с тем, что доказать степень виновности на суде – достаточно непростая задача, в большинстве случаев суд делит виновность на каждого участника в равных долях. Поэтому страховщики используют такую методику распределения страховых выплат.
  2. Недобросовестные страховые организации могут отказать в оплате страхового возмещения по ОСАГО. Страховщики мотивируют это тем, что нельзя определить степень виновности каждого участника аварии. Такие действия страховой признаются незаконными. Граждане, признанные виновными при ДТП, могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением на получение выплаты по ОСАГО.
Еще по теме  Как вернуть переплату по ОСАГО после восстановления КБМ

Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

Получение страхового возмещения на ремонт по КАСКО зависит от положений договора, заключенного между страховщиком и гражданином.

Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

Если столкновение авто при обоюдной виновности является страховым случаем, то денежное возмещение выплачивается в полном объеме.

В соответствии с п. 22 ст. 12 ФЗ РФ «Об ОСАГО», страховая выплата должна быть обратно пропорциональна доле виновности гражданина. К примеру, если инициатор ДТП признан виновным на 70 %, то страховое возмещение покроет 30 % затрат на восстановление авто. Другой участник аварии получит 70 % выплаты по ОСАГО.

При этом суд опирается на п. 2 ст. 1083 гражданского законодательства. Закон определяет равную виновность граждан в случае, если нельзя установить иное.

В конце апреля 2019 года стали действовать корректировки в законе об ОСАГО. Теперь водитель, попавший в ДТП, может выбрать между денежной и натуральной методикой компенсации. При этом сумма возмещения определяется по обозначенному выше способу. При выборе ремонтных работ по ОСАГО вместо денежной выплаты сумму, не перечисленную страховой, гражданин оплачивает из своего кармана.

Обоюдная вина

Если граждане, признанные виновными в ДТП, согласны с получением половины страховой выплаты по ОСАГО, то судебных разбирательств можно избежать. Участникам аварии следует обратиться в ГИБДД для получения документации об аварии. В ней должны быть обозначены проступки обоих участников, попавших в аварию. После сбора необходимой документации нужно обратиться в страховую.

Если один из водителей считает себя менее виноватым, то следует обратиться в суд. Для этого потребуется:

  • сообщить страховой об автомобильном происшествии;
  • написать исковое требование об определении степени виновности в суд и получить его решение;
  • направить судебный документ в страховую для получения выплаты соразмерно степени вины.

Потенциальному истцу стоит подготовиться к долгим судебным разбирательствам. Может потребоваться не один месяц. Прибегать к судебному разрешению споров рекомендуется, если:

  • работники ГИБДД не определили лиц, виновных в аварии;
  • автомобилю нанесен сильный урон, и водителю нужно потратить большое количество денег на восстановление по ОСАГО;
  • вина другого гражданина, попавшего в ДТП, очевидна.
Как происходят выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

При спорных моментах только через суд устанавливается степень вины владельцев авто, и только после вынесения решения производятся денежные выплаты.

После того, как госавтоинспектор зафиксировал страховое событие и вынес постановление о привлечении к административной ответственности обоих автомобилистов, обращение к страховщику за выплатой приведет к назначению компенсации в половинном объеме. Не всегда подобная трактовка является справедливой, и несогласная сторона вправе обратиться за пересмотром определения степени виновности в судебном порядке.

Такой порядок рассмотрения обращений за выплатами согласуется с федеральным законодательством. Ст. 22 ФЗ «Об ОСАГО» предоставляет возможность получения выплаты страхователем, признанным одновременно и пострадавшим, и виновным. Если автомобилист согласен с получением половины от реальной суммы расходов на восстановление машины, для страхового возмещения достаточно обращения к СК.

Равная виновность

Наиболее простой и часто используемый вариант решения вопроса с определением возмещения – равное распределение вины между обеими сторонами. Такая схема не требует дополнительных издержек на суд, возмещение предоставляется в стандартные установленные законом сроки. Иногда равная вина подтверждается и в ходе судебного разбирательства.

Фактическое значение равного принципа возмещения можно пояснить на следующем примере:

  1. В ДТП получили повреждения два транспортных средства.
  2. При оценке ущерба расходы на ремонт первого автомобиля составили 50 тысяч рублей, на второе транспортное средство – 40 тысяч рублей.
  3. Если установлена равная вина, то оба водителя получат выплату, равную половине расходов, определенных оценщиком: 25 тысяч и 20 тысяч рублей соответственно.
  4. Недостающая для восстановления машины сумма оплачивается из карманов обоих водителей.

Когда налицо явное несоответствие при определении серьезности проступка водителей, есть шанс добиться пересмотра условий страховой выплаты, перераспределив процент в большую сторону. В силу передачи прав на определение степени виновности судье, нельзя исключать риск того, что окончательный вердикт приведет к уменьшению суммы.

В то же время, судья обязан всесторонне рассмотреть ситуацию и определить, чья вина в происшествии и полученных повреждениях была больше, весомей.

Кому из участников аварии положена

Понять принцип определения выплаты по степени виновности водителя поможет следующий пример:

  • Ущерб, согласно оценке пострадавших авто, составил по 50 и 40 тысяч рублей.
  • Если в процессе судебного разбирательства была установлена неоднозначность вины сторон, и первый автомобилист признан виновным на 10%, в то время как второй виноват на 90% в произошедшем случае, соответственно, выплата на ремонт первой машины составит 50 000 х (100 – 10)/100 = 45 000 рублей. Нетрудно подсчитать, что в большей степени виновный водитель получит всего 40 000 х (100-90)/100 = 4000 рублей.

Подобный расчет согласуется с гражданским законодательством (п. 2 ст. 1083). Если определить точную степень вины каждого из участников ДТП не представляется возможным, ущерб компенсируется сторонам в половинном объеме, а вина признается равной. Так как суды склонны определять равную степень вины в ДТП по ОСАГО выплатам, только участие опытного адвоката поможет изменить положение сторон и снизить степень виновности.

Добиваясь рассмотрения в суде, нельзя исключать риска вынесения решения о невозможности определения виновного лица либо о признании вины обеих сторон, что автоматически предоставит страховщикам возможность отказать в компенсации. В подобном случае придется оспаривать отказ СК, причем идти, скорее всего, придется в суд.

Как доказать обоюдную вину в суде

Для того чтобы доказать обоюдную вину в суде, нужно использовать доказательства, полученные после аварии:

  • фотоснимки, видеоролики;
  • документацию, выданную ГИБДД;
  • свидетельские показания;
  • в центре гидрометеорологии можно получить свидетельство о погоде в день аварии, если это имеет значение;
  • заключения экспертов (можно пригласить их в суд).

Закон ОСАГО предполагает, что получить компенсацию можно при условии невиновности водителя, управлявшего поврежденным авто. Поэтому так важно после произошедшего столкновения правильно определить вину той или иной стороны. Тем не менее, во многих авариях определяется целый спектр нарушений, совершенных обеими сторонами. В данном случае, речь идет об обоюдной вине по ОСАГО.

Ни гражданское законодательство, ни ФЗ «Об ОСАГО» не содержит определений термина обоюдной вины, однако на практике в 2020 году представители Госавтоинспекции подобную формулировку используют часто, как и страховые компании. Таким образом, на практике обоюдная вина (или обоюдка) применяется для ситуаций, когда ДТП возникло в результате нарушения ПДД обоими водителями. То есть когда найти единственного виновника не представляется возможным.

При вынесении решения о возможности компенсации, если установлена обоюдная вина, и у одного участника нет полиса, руководствуются стандартным принципом действия ОСАГО. Застрахованный вправе рассчитывать на покрытие расходов через СК, с дальнейшим регрессным иском о взыскании потраченных сумм с водителя, не имевшего страховку.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд.

Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Покидать место аварии по обоюдному согласию водители могут в случае, если:

  • нет погибших и раненых;
  • участники ДТП договорились обо всех тонкостях столкновения.

Но бывают случаи, когда после того, как оба участника ДТП покинули место автомобильного происшествия, один из них возвращается. Водитель звонит в ГИБДД и оформляет аварию. Для водителя, покинувшего место ДТП, это может обернуться лишением водительских прав.

Чтобы избежать наказания, водителю потребуется предъявить доказательства того, что место столкновения покинуто по обоюдному согласию:

  • фото-, видеофиксация разговора;
  • расписка об отсутствии разногласий;
  • свидетельские показания.

Судебная практика

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

В подавляющем количестве случаев суд признает равную степень вины участников аварийного происшествия. Чтобы добиться иного результата, заинтересованному гражданину потребуется доказать ничтожность своей вины. Для этого лучше воспользоваться услугами юристов в области автомобильного права.

Если суд не обнаружит фактов, по которым можно определить большую степень вины ответчика, то виновность делится между участниками поровну. Страховое возмещение выплачивается в равных долях. Поэтому рекомендуется настаивать на полной виновности другого гражданина, участвовавшего в столкновении. Также эксперты советуют указывать в исковом требовании страховую в роли ответчика (наряду с другим участником столкновения).

Оцените статью
Авто Страховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.